Собравшись рано утром, около 9 часов, что является для некоторых практически подвигом в воскресный день, мы дружной компаний Китайской Лапши оказались у главных ворот российского посольства в Пекине.

Немного померзнув, ожидая сбора всех участников съемок, мы приготовились снимать…

Однажды, когда Артем делал репортаж о предолимпийском Пекине, разложив треногу и поставив камеру прямо перед воротами посольства, на него со всех сторон побежали китайские охранники, съемку тогда пришлось остановить. Чтобы этого не случилось и в этот раз, ребята встали стенкой, загораживая прямое поле зрения охраны, и, снимая с рук, быстро записали несколько дублей. Больше ничего плохого мы не делали. Честно.

Все готовы идти? Отлично. Проходим в посольство.

Первая калитка — это китайские охранники, которые спокойно пропускают нас, не наблюдая среди нашей группы китайских лиц. В противном случае, их бы не пустили, потому что доступ на территорию посольства для граждан КНР закрыт. Это, кстати, один из частых вопросов при посещении православного храма в Пекине, потому что здесь рады видеть лица любых национальностей. Ну что же, проверим? Ведь сегодня с нами и наш друг из Франции.

Калитка вторая. Русская. Холодная ручка, большой электронный замок, который открывают нам удаленно из домика охраны и запускают внутрь. Мы попадаем на небольшую площадку, огороженную невысоким забором. Выходит улыбчивый охранник. Мы сообщаем, что мы Китайская Лапша и должны быть в специальном списке, потому что идем вместе с камерой. Посольский охранник забирает паспорта и просит подождать. Недолго. В этот момент подходят другие русские, которые и с нами, и друг с другом из вежливости здороваются. Вернувшись, охранник взамен паспортов раздает всем пластиковые номерки. Один номерок на два-три человека. Нашего друга из Франции пропускают так же легко, как и нас.

Со стороны может показаться, что попасть на службу в храм — дело сложное и запутанное. Это не так. Все очень просто. Для обычных прихожан процесс такой: вы календарь мероприятий и при желании прийти на службу заранее, не менее чем за пять дней, отправляете на личный электронный ящик о.Сергия сообщение следующего содержания: имя, фамилия, гражданство. И затем не забываете взять с собой заграничный паспорт. А в такие праздники, как Пасха и Рождество, вообще никакая предварительная запись не требуется. Достаточно просто прийти с паспортом.

Итак, третья калитка отворена. И мы на территории посольства РФ в Китае, прямо перед главным зданием. Нам очень хотелось сделать и тут кадры, рассказав о том, что мы внутри. Но когда мы предварительно оговаривали условия нахождения на территории вместе с камерой, нам строго настрого было запрещено что-либо снимать. Имейте это в виду, когда будете пытаться что-то заснять на мобильный телефон. Это тоже запрещено.

Храм. Часть людей из нашей сегодняшней группы является редкими прихожанами, кто-то пришел сюда в первый раз, а кто-то ходит регулярно, Лиля участвует в жизни храма, а Настя и Катя поют в церковном хоре. Для некоторых было удивительно лицезреть настоящий храм с золотым куполом, колокольней, ведь некоторые помнят его еще в виде гаража. Да-да. Когда-то, и довольно длительное время, он выглядел именно так. Но сегодня перед нами настоящий храм, что не может не радовать, учитывая, что мы находимся в Пекине.

Мы уже немного опаздывали к службе, которая начиналась в 9-30, поэтому походить вокруг храма не успели, а к концу и вовсе про это забыли, изрядно вымотавшись во время съемок.

Небольшая прихожая. Слева вешалки, одежды много. Справа информационная зона, чаша для пожертвований, свечки и литература, которые можно взять бесплатно. На одном из объявлений написано о том, чтобы прихожане не забывали выключать звук на мобильных телефонах, иначе «они могут быть освящены в чаше со святой водой». Оказывается, в церкви тоже шутят. Все телефоны в момент были переключены на беззвучный режим. В храме тепло и солнечно.

Люди уже стоят. Служба началась. Не будем описывать сам процесс, но на что обязательно нужно обратить внимание, так это на церковный хор, который на протяжении полутора часов, редко отдыхая, распевал молитвы и песни, очень красиво и гармонично подчеркивая происходящее. Люди постоянно подпевали. Все мы испытали прилив сил и радости.

Люди постоянно подходили, было очень много детей. Мало где в Пекине можно встретить такое количество русских в одном месте. Были и иностранцы. Для них специально раздавали тексты на английском языке. А батюшка читал проповедь и на иностранных языках. Удивительно.

После окончания службы многие остались на чаепитие. Два длинных стола с угощениями, которые приносят сами прихожане. Мы тоже подготовились. Принесли орешки, сухофрукты, финики, постные кушанья. Как оказалось, могли бы принести и бутерброды. Кто что любит. Все зависит от поста.

Все погрузились в чаевничество и разговоры. Да, разговоры –это, наверное, основное, из-за чего хочется оставаться после службы. Люди дружелюбны и никто не отказывает в беседе. Можно пообщаться и с батюшкой. Но сегодня он был занят, в гостях у него был какой-то иностранный высокопоставленный гость. Это можно было определить по его осанке и манере держаться, но он тоже был дружелюбный и постоянно улыбался, как и его жена. Мы встретили многих знакомых. Все зовут приходить чаще, почему бы и нет? Мы взяли несколько интервью у прихожан, встретился даже корреспондент Итар-Тасс, Алексей Селищев, который сказал немного слов о приходе.

В небольшом временном окне между чаепитием и воскресной школой о.Сергий рассказал нам об особенностях православия, о храме и жизни здесь, в Китае. Камера не сможет передать энергетики, которая исходит от этого человека. В процессе интервью вся наша команда, находясь за камерой, замерла от того, насколько приятно было слушать батюшку. Конечно, что-то мы не стали включать в сюжет, и многие вопросы остались за кадром. Но у вас всегда есть возможность задать свои вопросы лично или по электронной почте . Лучше, конечно, лично, чтобы почувствовать душевную теплоту этого человека. Немного об о.Сергии можно почитать на сайте храма .

Немногие знают, но в храме есть библиотека и музей, в котором можно узнать о роли Духовной миссии в развитии отечественного китаеведения. Об этом нам рассказала матушка и провела небольшую экскурсию. Этот видеоматериал еще не обработан, и, возможно, скоро мы сделаем об этом сюжет. А многие ли могут похвастаться тем, что были на колокольне в Пекине? А вот Артем может. Правда, снимать оттуда было нельзя. Поэтому пришлось присесть и заснять только колокола. Кстати, в храме в этом году есть настоящий звонарь, и по большим праздникам он будет извлекать настоящую музыку из колоколов. Ближайший большой праздник — это Пасха.

Какие наши общие впечатления от похода в храм? Крайне положительные. У всех был эмоциональный подъем, все наговорились, напились чая и узнали много нового. Даже имея свои личные взгляды и представление о Боге и православной церкви, если вы будете в Пекине, то обязательно посетите храм Успения Пресвятой Богородицы, потому что там вы можете оказаться в одной из самых многочисленных русских общин в Пекине, посетить музей, почитать редкую литературу и немного прикоснуться к Родине.

Православие на китайской земле выстрадало немало. Тем радостнее сознавать, что сегодня мы становимся свидетелями его возрождения там, где это, казалось бы, невозможно.

В центре огромного, чуждого православию мегаполиса с причудливыми высотными сооружениями стоит единственный действующий православный храм в Пекине

В северо-восточной части Пекина, на территории Российского посольства, стоит необыкновенная по своей красоте Успенская церковь – единственный действующий православный храм в китайской столице. То, что он возник здесь, в центре огромного, чуждого православию мегаполиса с причудливыми высотными сооружениями, вдали от России – настоящее чудо. Однако тем, кому случается побывать здесь впервые, кажется, что храм был здесь всегда. Но это не так.

Его история началась в 1685 году, когда на подворье Бэйгуань поселилась группа русских албазинцев, потомков русских казаков. Они построили Никольскую церковь, которая была разрушена в 1730 году во время землетрясения. Спустя два года на ее месте построили другую церковь, которую освятили 15 августа по старому стилю (28-го по новому), в честь Успения Божией Матери. Этот храм просуществовал 168 лет. В июне 1900 года, во время восстания ихэтуаней, он был разрушен вместе с другими постройками на территории Российской Духовной Миссии.

В 1902–1903 годах Успенский храм был построен заново, тоже на территории Миссии (в районе, именуемом Бэйгуань – Северное подворье), но уже в другом месте, примерно в 500 метрах юго-восточнее старого. А на старом возвели храм Всех святых мучеников, который был разрушен в 1957 году. Сейчас здесь стоит мраморный Поклонный крест.

«Отличается внутренним благолепием»

Успенской церкви отводилась тогда роль временного трапезного храма, так как наряду с ней строились другие: в честь Всех святых мучеников, во имя прп. Серафима Саровского на русском кладбище в районе Аньдинмэнь (ныне парк Циньняньху), перекладывалось здание для храма во имя святителя Иннокентия Иркутского. К 300-летию дома Романовых задумывали построить кафедральный собор в южном парке Миссии, но этому плану не суждено было сбыться.

Архиепископ Виктор (Святин) с духовенством и работниками молочной фермы на территории Русской Духовной Мисси. Начало 1950-г годов

О том, как выглядел тогда Успенский храм, можно судить по сообщению «Известий Братства Православной Церкви в Китае» от 8 августа 1904 года: «Церковь эта довольно значительных размеров, отличается внутренним благолепием, обилием света, красотою иконостаса с прекрасными местными иконами в рост человека, благоприятными условиями для резонанса пения и чтения, а главное – имеет вторые входные двери непосредственно с улицы, чем представлена возможность для беспрепятственного входа в нее всем желающим посмотреть внутренность ее и поближе послушать церковное пение, по причине звонких голосов китайцев-певчих и многочисленному составу хора, разносящееся гармоничными аккордами в окрестностях храма».

Успенский храм 190-1903 гг

Успенский хам переоборудованный под гараж посольства СССР. 1957-1959 гг

В церкви хранилась икона Святителя Николая Чудотворца, привезенная албазинцами из России в 1685 году, а также иконы святых великомучеников Димитрия Солунского и Целителя Пантелеимона. Судьба этих святынь ныне неизвестна.

До 1957 года в Успенской церкви и других храмах Миссии (Всех святых мучеников, святителя Иннокентия Иркутского) осуществлялось духовное окормление православных верующих как из числа китайцев, так и россиян, проживавших в Пекине или приезжавших сюда на время. Летопись храма касается судеб выдающихся людей. В двадцатом столетии среди них выделяются блистательные фигуры начальников Миссии – митрополита Иннокентия (Фигуровского) и митрополита Виктора (Святина), в прошлом подпоручика и выпускника Казанской духовной академии.

Понравилось не всем

После революции и Гражданской вой ны в России Миссия перешла в подчинение организованного в Югославии Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, возглавляемого митрополитом Антонием (Храповицким). В 1920-е годы Миссия стала местом спасения русских эмигрантов, однако при общей активизации православной жизни эмигранты не столько оживляли, сколько подавляли ее деятельность. Духовенство было поглощено заботами о нуждах беженцев, полумиллионная российская эмиграция, занятая собственными проблемами, не использовала исторический шанс приобщить к Православию коренное население.

Трудные времена для Успенского храма и верующих наступили в 1937 году с началом Японо-китайской войны. В годы Второй мировой Миссия утратила связь с Архиерейским Синодом в Югославии, поэтому в 1944 году начальник Миссии, архиепископ Виктор (Святин), отправил письмо в Москву с просьбой принять Миссию в лоно Московской Патриархии. В 1946 году из столицы пришел ответ – Российская Духовная Миссия в Пекине будет состоять в непосредственном ведении Московского Патриарха.

Однако это понравилось не всем. Епископ Иоанн Шанхайский, который первоначально был согласен с таким переходом, изменил свое мнение, решив остаться верным Зарубежной Православной Церкви. Среди клира и верующих произошел раскол: одни хотели остаться в юрисдикции РПЦЗ, другие перейти в Московский Патриархат. После победы коммунистической партии Китая в гражданской войне и провозглашения КНР 1 октября 1949 года часть духовенства во главе с Иоанном Шанхайским и часть русских эмигрантов выехали в США, Австралию и другие страны. Оставшиеся в Китае приняли советское гражданство и к 1955 году уехали в СССР. Миссия была закрыта. Практически все миллиардное недвижимое имущество, за исключением того, что было оставлено для нужд Посольства СССР, было безвозмездно, широким жестом передано Китайскому правительству. В 1958 году была создана Автономная Китайская Православная Церковь с небольшим китайским клиром. Но деятельность ее была непродолжительной, во время «культурной революции» 1966–1969 годов она прекратила свое существование.

Восстановили за год

После 40-летнего перерыва на территории Российского посольства в Пекине была возрождена практика регулярных православных богослужений. Они проходили в сохранившемся Иннокентьевском храме, вмещавшем до 300 человек. В 2002 году верующие, проживающие в китайской столице, создали инициативную группу по восстановлению Успенского храма. Ее обращение в Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата получило поддержку. Особое внимание уделил восстановлению храма Президент России В.В. Путин, неоднократно поднимавший этот вопрос на переговорах со своими китайскими коллегами.

Работа по реконструкции святыни началась в июне 2008 года и закончилась ровно через год. Неприметный ранее уголок посольства, используемый в хозяйственных целях, превратился в благоукрашенное место, в центре которого воздвигнут православный храм во имя Успения Божией Матери – зримый памятник трудам многих поколений служителей Российской Духовной Миссии в Китае. В здании церкви разместилась также музейная экспозиция, рассказывающая об истории РДМ.

Крестный ход во время освящения Успенского храма 13 октября 2013 г. Возглавил архиепископ Егорьевский Марк (Головков)

Чин великого освящения Успенского храма по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в канун праздника Покрова Божией Матери 13 октября 2009 года совершил епископ Егорьевский Марк (Головков).

Кита́й (кит. трад. 中國 , упр. 中国 , пиньинь: Zhōngguó ), официальное название - Кита́йская Наро́дная Респу́блика (кит. трад. 中華人民共和國 , упр. 中华人民共和国 , пиньинь: Zhōnghuá Rénmín Gònghéguó , палл.: Чжунхуа Жэньминь Гунхэго ) - социалистическое (коммунистическое) государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,35 млрд, большинство населения - этнические китайцы, самоназвание - хань ); занимает третье место в мире по территории, уступая России и Канаде.

Крупнейшие города

  • Чунцин
  • Шанхай
  • Пекин
  • Тяньцзинь
  • Гуанчжоу

Православие в Китае

Правосла́вие в Кита́е - история распространения и положение православия в Китае. На данный момент о распространении православного вероучения среди жителей Китая можно говорить лишь относительно, хотя его история в Китае судя по всему началась ещё в первые века нашей эры, а представители русской православной традиции на территории Китая присутствуют как минимум с ордынских времён, когда русские служили в гарнизоне одной из ордынских столиц - Ханбалыка, будущего Пекина. С XVII века присутствие православных, пусть и в незначительном количестве становится постоянным, преимущественно в пограничных регионах империи - в виде военнопленных, послов и купцов.

Современная история православия в Китае началась в конце XVII века, когда пленённые в 1684 году китайской армией казаки крепости Албазин во главе со священником Максимом Леонтьевым были увезены в Пекин и основали там русскую общину. Для их окормления, а также для развития российско-китайский отношений в Пекине в 1712 году была основана Русская духовная миссия.

Образованная в 1956 году решением Священного Синода Московского Патриархата Китайская Автономная Православная Церковь в конце 1960-х годов практически прекратила своё видимое существование и де-юре не восстановлена до сего времени, хотя Московский Патриархат продолжает считать её существующей.

По данным митрополита Илариона (Алфеева) в Китае насчитывается до 15 тысяч православных.

Православие признано как религия русского национального меньшинства в специальных автономных районах Синьцзян и Внутренняя Монголия, провинции Хэйлунцзян.

Возникновение христианства в Китае

Согласно преданиям, христианство было проповедано в Китае ещё апостолом Фомой, однако подтверждённая история христианства в Китае начинается со времён династии Тан (VII в.), когда в Китай прибыли проповедники-несториане. Первыми европейскими христианскими миссионерами в Китае были францисканцы (XII-XIV вв.), а в XVI веке в Китай прибыли иезуиты, за сто лет создавшие в Китае мощную церковную организацию, имевшую огромное влияние при императорском дворе.

Албазинцы

После сдачи Аблазинского острога 26 июня часть казаков (45-50 человек) с семьями были уведены в Пекин, где по указанию императора им был отведён для постоянного проживания участок земли на северо-восточной окраине Пекина, близ крепостной стены. Из албазинцев была составлена особая императорская рота - отряд «Знамени с жёлтой каймой». Несмотря на малочисленность, сильное влияние китайской среды и смешанные браки, потомки албазинцев сохранили православную веру. Во многом это стало возможно благодаря трудам российских духовных миссий, регулярно направлявшихся в Пекин с согласия китайского императора с 1713 года для окормления албазинцев.

Русская духовная миссия в Пекине

В XVII - середине XX века в Пекине действовала Русская духовная миссия. Она играла важную роль в установлении и поддержании российско-китайских отношений, была центром научного изучения Китая и подготовки первых русских синологов. Из-за отсутствия дипломатических отношений между обоими государствами служители миссии в течение длительного времени являлись неофициальными представителями российского правительства в Китае.

Палладий (Кафаров), Иакинф (Бичурин), Алексий (Виноградов) и другие члены миссии внесли большой вклад в изучения религий, языка, культуры и истории Китая.

В начале XX века в Китае началось строительство новых православных храмов: в 1900 году в Харбине был освящён Никольский собор, построенный из дерева в стиле русских шатровых церквей; были заложены церкви при станциях КВЖД (среди которых одной из первых была построена в 1901 году Сергиевская церковь в Имяньпо); приобретён участок и начато строительство подворья миссии с Благовещенским храмом в Харбине.

Восстание ихэтуаней и 222 мученика Китайской православной церкви

222 мученика Китайской православной церкви

Ихэтуаньское восстание 1900 года, разгромившее здания Пекинской Миссии и физически уничтожившее 222 православных китайца, нанесло сокрушительный удар в деле проповеди православия в Китае.

Тем не менее в 1900 году в Харбине было открыто Благовещенское подворье, а начиная с 1902 года деятельность Пекинской духовной миссии была не только восстановлена, но и получила дополнительное развитие - Начальник Миссии архимандрит Иннокентий (Фигуровский) был рукоположен в епископа, усилены материальные средства, выделяемые на Миссию (вместо прежних годовых 15 500 руб. назначены 30 000 руб.; кроме того единовременно от Святейшего Синода было выделено 150 000 руб. для восстановления разрушенного «боксерами» зданий и хозяйства).

В 1902 году вместе с епископом Иннокентием в Пекин прибыл новый состав духовной Миссии: 1 архимандрит, 2 иеромонаха, 3 иеродиакона и 30 послушников.

Православие в годы Китайской республики

Сложным и вместе с тем плодотворным стал период после 1917 года, когда из России в Китай пришли сотни тысяч православных беженцев, нашедших убежище в Китае. К 1949 году в Китае было построено до 106 православных храмов. После «исхода» русских верующих из Китая в 1949 году в стране оставалось 10 000 православных христиан.

Монастыри на территории Китая

До 1967 года в Китайской Православной Церкви действовало восемь монастырей, а также 2 скита. Все они в конце 1960-х годов прекратили своё существование и были разрушены в годы культурной революции.

  • Успенский мужской монастырь (Пекин)
  • Покровский женский монастырь (Пекин)
  • Крестовоздвиженский скит (в горах Си-шань близ Пекина)
  • Казанский мужской монастырь (Харбин)
  • Владимирский женский монастырь (Харбин)
  • Скорбященская женская община (Харбин)
  • Скорбященская мужская община (Харбин)
  • Табынско-Казанский женский монастырь (Какагаши, Дайрен)
  • Владимирский мужской монастырь (Трёхречье, северная Маньчжурия)

Положение после 1949 года

Ввиду политических обстоятельств, в 1954 году Российская Духовная Миссия в Китае была упразднена. В её ведении к тому времени было более 100 храмов и молитвенных домов; всё её имущество было передано Китайской Народной Республике и посольству СССР. Бейгуань (Северное подворье), где находилось три храма, женский монастырь, большая часть строений, и в состав которой входил исторический участок земли, впервые отведённый в Пекине для нужд православной миссии, в 1985 году отошёл посольству СССР. Главный храм Миссии в честь Всех святых мучеников, близ которого были похоронены начальники Миссии и в котором покоились мощи китайских мучеников и тела членов Императорской семьи, расстрелянных в Алапаевске, был разрушен, поруганию были подвергнуты и прочие храмы. Храмы вне территории посольства ветшали и сносились.

24 апреля 1956 года начальник Отдела культов при Госсовете КНР Хэ Ченсян дал разрешение на назначение архимандрита Василия (Шуана) епископом Пекинским, который должен был также временно исполнять обязанности главы Китайской Православной Церкви. 23 ноября 1956 года Священный Синод РПЦ принял решение о даровании Православной Церкви в Китае автономии и хиротонии во епископа Пекинского архимандрита Василия (Шуана). Последний был рукоположён во епископа Пекинского 30 мая 1957 года в Москве.

После смерти епископа Пекинского и Китайского Василия (Шуана) (1962) и епископа Шанхайского Симеона (Ду) (1965) Китайская Православная Церковь лишилась епископской иерархии. В условиях начавшейся вскоре культурной революции внешняя жизнь КПЦ прекратилась.

Современное состояние

В 1986 году была открыта для богослужения Покровская церковь в Харбине, где служил единственный получивший государственную регистрацию православный священник-китаец - протоиерей Григорий Чжу.

31 января 1994 года вступило в силу Положение о регулировании религиозной деятельности иностранных граждан на территории КНР, позволяющее иностранным священнослужителям совершать богослужения по приглашению китайских религиозных организаций при согласии Управления по делам религии при Госсовете КНР. В 1996 году Григорий Чжу получил антиминс и миро от Московской Патриархии и использовал их при богослужении до своей кончины в 2000 году.

«Поскольку в настоящее время Китайская Автономная Православная Церковь не имеет своего Предстоятеля, впредь до его избрания Поместным Собором этой Церкви, в соответствии с православными канонами, каноническое управление епархиями Китайской Автономной Православной Церкви осуществляется Предстоятелем Матери-Церкви - Патриархом Московским и всея Руси. Решение практических вопросов по урегулированию православной жизни в Китае в рамках, соответствующих китайскому законодательству, поручить председателю Отдела внешних церковных сношений».В сентябре 2000 года в Харбине скончался настоятель Покровского храма города Харбина отец Григорий Чжу, единственный православный священник, официально служивший в то время в Китае.

1 марта 2005 года вступили в силу новые «Положения о религиозных делах», которые расширили религиозную свободу китайских граждан.

9 марта 2008 года, в Неделю сыропустную, клирик РПЦ иерей Алексий Киселевич совершил богослужение в помещении Генерального консульства России в Шанхае, за которым молились и причащались Святых Тайн старейшие священнослужители Китайской Автономной Православной Церкви - иерей Михаил Ван и протодиакон Евангел Лу. Последним были вручены награды РПЦ в связи с 50-летием со дня дарования автономии Китайской Православной Церкви.

Многократные попытки священника Михаила Ли добиться разрешения совершать богослужения не увенчались успехом, вследствие чего отец Михаил эмигрировал в Австралию, где служит в китайском приходе в юрисдикции Русской Православной Церкви заграницей.

Священный Синод Константинопольской Церкви в 2008 году объявил Китай территорией своей Гонконгской митрополии, включив также в её состав ряд стран Юго-Восточной Азии, что вызвало протест со стороны Русской православной церкви.

В конце 2000-х годов правительство КНР разрешило миссионерскую деятельность православных в Китае на условии, что все миссионеры будут китайцами по национальности.

30 августа 2009 года был освящён храм в честь святителя Иннокентия Иркутского в городе Лабудалинь (Лабдарин) - центре уезда Аргунь-Юци городского округа Хулун-Буир на северо-востоке автономного района Внутренняя Монголия; освящение совершил шанхайский священник Михаил Ван в сослужении настоятеля прихода святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиерея Дионисия Поздняева. Открыт также Храм преподобного Сергия Радонежского в городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун). В Гонконге служит священник Московского Патриархата Дионисий Поздняев, окормляющий приход во имя святых апостолов Петра и Павла.

13 октября 2009 года епископом Егорьевским Марком (Головковым) был освящён Успенский храм, восстановленный на территории российского посольства в Пекине.

В сентябре 2010 года делегация Государственного управления КНР по делам религий посетила Россию в качестве гостей Русской Православной Церкви и познакомилась с Московскими и Санкт-Петербургскими духовными школами для определения места обучения студентов из Китая.

6-7 декабря 2012 года в Гонконге прошли мероприятия, приуроченные к празднованию 300-летия присутствия в Китае Российской духовной миссии. В программе мероприятий - конференция, книжная ярмарка, круглый стол и праздничные богослужения.

С 10 по 15 мая 2013 года впервые в истории состоялся визит Патриарха Московского и всея Руси в Китай. Состоялись встречи Патриарха Кирилла с Председателем КНР Си Цзиньпином и директором Государственного управления по делам религий при Государственном совете КНР Ван Цзоанем. Предстоятель Русской православной церкви совершил божественную литургию на территории посольства России в Пекине, в Покровском храме Харбина и в здании бывшего собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Споручница грешных» в Шанхае. Визит Патриарха показал особый уровень российско-китайских отношений в религиозной сфере и придал импульс дальнейшим шагам в процессе возрождения православия в КНР - рукоположению первых священников, а в перспективе регистрации Китайской автономной православной церкви.

Святые

  • св. свщмч. Павел Ван Вэнь-хэн
  • св. свщмч. Митрофан Цзи Чун
  • св. свщисп. Сергий Сребрянский
  • св. свт. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский
  • св. свт. Иона Покровский

Храмы

Собор иконы Божией Матери "Споручница грешных" (Шанхай)

Архиепископ Шанхайский Симон (Виноградов) в 1928 году впервые обратился к русским православным верующим с призывом собрать деньги для постройки большого православного храма в Шанхае. Несмотря на широкий энтузиазм прихожан, денег удалось собрать крайне мало: благосостояние русских эмигрантов оставляло желать лучшего. Тем не менее, сооружение Собора было постоянной мечтой владыки Симона. Вторично с призывом о сборе средств на Православный храм он обратился в 1930 г. уже глубоко больным человеком. На этот раз был объявлен церковный заем – за каждые 10 долларов взноса было обещано 100 долларов возврата с годовым процентом 6%. Общая сумма займа составила 30.000 долларов. В феврале 1933 г. архиепископ Симон скончался. Претворением его мечты в жизнь занялся епископ Виктор (Святин). Благодаря его энергии и воле, сооружение храма было начато несмотря на весьма скудные средства.

Закладка фундамента Кафедрального Собора «Пресвятой Богородицы Споручницы грешных» была совершена в мае 1933 г. На церемонии закладки Собора присутствовало более 1000 человек: общественные деятели русской эмиграции, члены французского муниципального Совета, руководители китайского города, много иностранцев.

Адрес: Китай, Шанхай, перекресток улиц Синьлэ-лу и Сянъянбэй-лу

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Пекин)

На этих выходных православные христиане КНР праздновали Воскресенье Христово. В столице КНР прошла праздничная литургия с крестным ходом. Согласно сложившейся традиции церковное богослужение прошло в храме при посольстве РФ в КНР.

Согласно последним сведениям, в Поднебесной проживает примерно 15 тысяч православных христиан. Большинство из них обитает в Шанхае, Пекине, на территории Внутренней Монголии, Синьцзяна, в северо-восточной китайской провинции Хэйлунцзян. Наибольшее число православных проживает на территории Внутренней Монголии (8 тыс. человек). Ниже мы расскажем о православных храмах, которые официально действуют в Поднебесной.

1. Храм Успения Пресвятой Богородицы, расположенный в Пекине.

Храм заложили в 1902м г., на месте христианской Миссии, разрушенной в ходе Ихэтуаньского (Боксерского) бунта в 1899м г. Вскоре после провозглашения КНР храм начали использовать в качестве гаража (1954й г.). Заново отстроен и освящен этот храм был только в 2009м г. Здесь проводят богослужения во время крупных православных праздников священники, ради этого прибывающие из РФ.

2. Красная фанза или храм им.

Святителя Иннокентия Иркутского – еще один известный пекинский храм. Эта церковь стала первой в Пекине церковью, начавшей проводить службы после десятилетий гонений на христианство в Поднебесной. Красную Фанзу приобрела православная церковь в 1901м, и именно тогда здание получило освящение в качестве храма. После перехода церковной недвижимости к советскому МИДу в 50х, в храме разместился банкетный зал для дипломатических мероприятий и посольская гостиница. Первое православное богослужение, после сорокалетнего забвения было проведено перед стенами Красной Фанзы в 1996м г. Непосредственно в самом здании богослужения начали проводиться с 2001го года. Однако вплоть до 2009го года здание использовалось для официальных мероприятий посольства.

3. Свято-Покровский храм, расположенный в Харбине.

Строение было возведено в 1922м г. Начиная с 1960х, оно долгое время не действовало. Службы заново начали проводиться только в 1986м. Это была первая православная церковь в Поднебесной, которая начала функционировать после многолетних гонений местной Православной Церкви во времена "культурной революции". Здесь служил Григорий Чжу - первый священник, получивший официальную государственную регистрацию. После смерти Григория Чжу в 2000м г., храм лишился собственного священнослужителя, и сегодня службы здесь проводятся только иногда и только мирянским порядком. В 2009м г. там провел богослужение Волоколамский архиепископ Илларион.

4. Храм им. Святителя Иннокентия Иркутского.
Данный храм также находится в Харбине. Это новопостроенный храм, возведенный в 1990м г. Он входит в число немногочисленных официальных православных церквей, зарегистрированных в Поднебесной. Храму очень помогла Забайкальская епархия РПЦ, которая подарила всю необходимую церковную утварь, одеяния священников, иконостас. Церковь официально была освящена Михаилом Ваном - священнослужителем, прибывшем для этой цели из Шанхая летом 2009го г. Служба в храме проводится мирянским порядком, поскольку там нет своего священнослужителя. Зимой богослужения не проводятся, поскольку там не предусмотрено отопление.

5. Храм им. Святителя Николая, расположенный в Урумчи.

Самая первая православная церковь в Урумчи была возведена в начале 20го столетия, а уничтожена в 1960м, после отбытия в Советский Союз последнего в регионе священнослужителя – игумена Софрония. После просьбы православных верующих Урумчи, в 1991м, на месте разрушенного храма, правительством Синьцзяна был построен новый храм, получивший название Никольского. Священнослужителя в храме нет, поэтому все службы проходят мирянским порядком. Служба проводится каждое воскресенье и по самым значимым церковным праздникам. Изредка, раз в пару лет, город посещают православные священнослужители из других стран: РФ, Австралии, Казахстана и проводят для местных верующих церковные таинства.

6. Храм им. Святителя Николая в г. Кульджа.
Самая первая, временная, православная церковь в Кульже была воздвигнута в 1872м г. обитающими здесь русскими. Именно тогда начали проводиться систематические церковные службы. Домовый православный храм начал действовать в 1915м г. при консульстве Российской империи. Настоящий храм был воздвигнут в 1938м г. на деньги, собранные местной общиной. Последний настоятель храма скончался в 1957м году. Еще некоторое время службы в церкви проводились мирянским порядком, пока здание не было снесено в 1960е, в период «культурной революции». Храм вновь был отстроен в 1992м г. за счет местных властей. Освящение храм получил только в 2003м г.

7. Церковь первоверховных апостолов Петра и Павла.

Церковь расположена в Гонконге. Впервые Петропавловский приход Гонконга возник в 1934м году, когда в город приехал для служения протоирей Д. Успенский. После смерти настоятеля Дмитрия в 1970м, приход закрылся. Возрождение православного братства Гонконга произошло в 2004м году, когда приход был создан заново. В 2008м приход получил официальное признание. Сегодня церковь расположена в съемном помещении, где также функционирует воскресная школа и курсы изучения русского языка.

Самые читаемые записи за последний час: