Правилами дорожного движения установлено, что для каждого сезона должен быть свой комплект шин, поэтому часто компании приобретают дополнительные комплекты отдельно от автомобиля, на который они устанавливаются. Стандартным подходом в организации регламентированных видов учета таких автошин считается включение расходов на их приобретение в себестоимость в момент начала эксплуатации (первой установки на транспортное средство). Все последующие перемещения шин (на склад после окончания сезона и со склада при начале нового) не следует отражать в бухгалтерском и налоговом учете.

Порядок учета автошин в 1С Бухгалтерия

Чтобы корректно отразить в программе движение шин, необходимо знать:

  • их стоимость;
  • режим налогообложения (общий, упрощенный или специальные налоговые режимы);
  • систему уплаты налогов, которой пользуются контрагенты (как поставщик товара, так и сервис, в котором производилась их замена, если компания пользовалась услугами специализированной организации);
  • вид деятельности организации;
  • порядок отнесения на расходы в бухгалтерском и налоговом учете стоимости автомобильных шин (как правило, цена списывается на расходы в момент первой их установки на автомобиль, а дальнейшее перемещение ТМЦ не отражается);
  • для целей налогового учета, расходы на приобретение автошин отдельно от транспортного средства относятся к категории прочих (например, на содержание автомобилей для служебного пользования).
  • метод отражения операций (как правило, по начислению).

Порядок отражения поступления автошин в 1С Бухгалтерии

Для проведения данной операции используется накладная. Ее рекомендуется заполнять следующим образом:

  • Новый документ создается в разделе с операциями по покупке любых товаров или услуг.
  • Видом операции, оформляемой документом, является накладная при оприходовании товара.
  • Документ необходимо заполнять на основании сведений, содержащихся в форме, переданной поставщиком (в частности, обязательно указывается номер и дата накладной, наименование поставщика, реквизиты договора, склад, куда приняты шины). Следует обязательно проверить корректность указания счетов учета и сроков произведения платежей за поставленный товар.
  • В табличную часть необходимо внести данные о поступивших шинах. Элемент должен быть внесен в номенклатурный справочник организации. Если он отсутствует, то его потребуется создать. Он будет учитываться на счете 10.05. При необходимости для таких товаров можно создать отдельную номенклатурную группу для настройки параметров ведения учета и облегчения процедуры заполнения форм. Также в таблице необходимо указать количество, сумму, цену и величину НДС по поставленным товарам.
  • По завершении внесения данных в документ, его требуется провести.

При принятии НДС к вычету в программе используется полученный счет-фактура:

  • Он формируется с помощью указания реквизитов, переданного поставщиком документа при внесении данных в накладную, и его последующей регистрации в системе. Новая форма создается автоматически, и в ней будут содержаться все необходимые сведения. Для редактирования он будет доступен по ссылке в накладной.
  • Созданный счет-фактуру следует открыть, проверить корректность заполнения всех полей и наличие флажка, устанавливающего обязательность его отражения в соответствующем регистре регламентированных видов учета. Если такой флажок отсутствует, то потребуется создавать отдельный документ, чтобы соответствующая запись появилась в книге покупок.
  • При внесении изменений в счет-фактуру, необходимо их сохранить.

Также следует сформировать книгу покупок из соответствующего раздела меню 1С Бухгалтерии.

Отражение передачи автошин в эксплуатацию в 1С Бухгалтерии

Для данной операции используется требование-накладная. Особенности ее заполнения следующие:

  • Расположена она в разделе меню с производственными документами.
  • При создании новой формы флажок для распределения затрат по приобретению материалов на разные статьи и счета следует устанавливать, если такая потребность есть. В большинстве случаев, ТМЦ учитываются стандартно, и флажок ставить не нужно.
  • Табличная часть заполняется с использованием функции добавления. Счет учета ТМЦ - 10.05, где отражаются все запасные части.
  • Счет затрат устанавливается в соответствии с учетной политикой компании. Выбирается то значение, которое используется при списании расходов на эксплуатацию и ремонт транспортного средства.
  • После внесения всех необходимых сведений, документ проводится. При необходимости его можно напечатать.

Проверить корректность создания проводок можно стандартным путем.

Регистрация услуг автосервиса по установке шин в 1С Бухгалтерии

Для данной операции используется акт оказанных услуг. Он расположен в том же разделе меню 1С Бухгалтерии, что и накладная, и порядок его заполнения аналогичный. Единственное, чем он отличается, это видом номенклатуры, который фиксируется в табличной части и счетом учета. По завершению заполнения, документ также проводится. Проверить, насколько корректно ведется в 1С Бухгалтерии учет, можно стандартным способом.

Мы приобрели шины для служебного автомобиля. Как это отразить в бухгалтерском учете и при расчете налогана прибыль? Какие нужны документы? Компания применяет общую систему налогообложения.

Если организация приобретает шины отдельно от автомобиля, то независимо от стоимости и срока полезного использования они включаются в состав МПЗ и учитываются как запасные части:

Дебет 10-5 Кредит 60

– оприходованы автомобильные шины (на основании товаросопроводительных документов от поставщика).

При замене изношенных (поврежденных) шин делается проводка:

– списана стоимость шин (списаны запчасти на ремонт автомобиля).

При замене шин составлять карточку по форме № ОС-3 не нужно. Если организация проводит замену собственными силами, можно составить акт о сезонной замене шин в произвольной форме. Если сезонную замену шин проводит подрядчик, документом, подтверждающим замену, может быть акт приема-передачи выполненных работ.

Если замена шин происходит при ремонте автомобиля, списание шин оформляется актом о замене запчастей в автомобиле в произвольной форме.

Обоснование данной позици приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Замена автомобильных шин происходит в двух случаях:

  • при полном износе (или при повреждении, которое невозможно отремонтировать) ;

Ситуация: к какой категории имущества в бухучете относятся автомобильные шины – к основным средствам или МПЗ

  • отдельно от автомобиля.

Шины, которые входят в комплект автомобиля, не являются самостоятельным инвентарным объектом (п. 10 приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Их стоимость уже включена в первоначальную стоимость автомобиля, поэтому обособленно ее учитывать нельзя (счет 10).

Если организация приобретает шины отдельно от автомобиля, то независимо от стоимости и срока полезного использования их следует включить в состав МПЗ и учитывать как запасные части. Это объясняется следующим.

Во-первых, автомобильные шины не являются средствами труда, предназначенными для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг. А именно эта характеристика позволяет квалифицировать то или иное имущество как основное средство (п. 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

Во-вторых, замена шин всегда связана с поддержанием основного средства (автомобиля) в рабочем состоянии или с его ремонтом (восстановлением). Затраты на восстановление основного средства (т. е. стоимость шин) списываются в том отчетном периоде, к которому они относятся (п. 27 ПБУ 6/01). А это означает, что шины, приобретенные отдельно от автомобиля, тоже не являются самостоятельным инвентарным объектом, стоимость которого должна списываться через амортизацию (п. 17 ПБУ 6/01).

Ситуация: какие документы нужно оформлять при поступлении автомобильных шин и передаче их в эксплуатацию. Шины приобретены отдельно от автомобиля

Автомобильные шины включаются в состав МПЗ (счет 10-5 Инструкции к плану счетов). Поэтому правила оформления операций, связанных с их поступлением и вводом в эксплуатацию, аналогичны общему порядку оформления поступающих и списываемых материалов. Поскольку момент списания стоимости автомобильных шинне совпадает с моментом их полного износа, организация должна обеспечить их сохранность и контроль за использованием.

Бухучет: приобретение шин

Поступление шин, приобретенных отдельно от автомобиля, отразите проводкой:

Дебет 10-5 Кредит 60
– оприходованы автомобильные шины (на основании товаросопроводительных документов от поставщика).

Бухучет: замена изношенных шин

Если организация заменяет изношенные (с истекшим сроком эксплуатации) или поврежденные шины, то тем самым она восстанавливает часть первоначальных технических характеристик автомобиля. Такую замену следует рассматривать как текущий ремонт основных средств . Это следует из положений пункта 26 ПБУ 6/01.

В бухучете расходы на ремонт отразите в том отчетном периоде, к которому они относятся. Затраты на ремонт автомобиля включаются в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 27 ПБУ 6/01 , подп. , ПБУ 10/99). Поэтому стоимость автошин спишите в момент их отпуска со склада (при составлении документов на отпуск автошин) (п. 93 Методических указаний, утвержденных ).

При замене изношенных (поврежденных) шин сделайте проводку:

Дебет 20 (23, 25, 26, 44...) Кредит 10-5
– списана стоимость шин.

Сезонная замена шин

При сезонной замене шин технические характеристики автомобиля не восстанавливаются. Это связано с тем, что сезонная замена шин является необходимым условием для поддержания эксплуатационных свойств автомобиля. В бухучете такие работы квалифицируются как операции, связанные с содержанием объекта основных средств (п. 66 Методических указаний, утвержденных ).

При отпуске сезонных шин в эксплуатацию их стоимость списывается единовременно (п. 93 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н):

Дебет 20 (23, 25, 26, 44...) Кредит 10-5
– установлены на автомобиль шины для летнего (зимнего) сезона (на основании требования-накладной по форме № М-11 , акта о сезонной замене шин или акта приема-передачи выполненных работ).

Для контроля за сохранностью сезонные шины, которые временно не эксплуатируются, можно учитывать за балансом. Например, на счете 012 «Временно не используемые автомобильные шины для летнего (зимнего) сезона». Шины можно оприходовать в условной оценке (например, по цене 1 руб./шт. – тогда стоимость шин будет соответствовать их количеству). При поступлении демонтированных сезонных шин на склад сделайте проводку:

Дебет 012 «Временно не используемые автомобильные шины для летнего (зимнего) сезона»
– отражено поступление летних (зимних) шин после сезонной замены (на основании акта о сезонной замене шин).

Ситуация: каким документом подтвердить факт сезонной замены автомобильных шин

Законодательно этот вопрос не урегулирован.

Сезонная замена шин – это не ремонт, а операция, связанная с поддержанием технических характеристик автомобиля в связи с изменением условий эксплуатации (п. 66 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 30 октября 2003 г. № 91н). Поэтому при сезонной замене шин составлять карточку по форме № ОС-3 не нужно. Если организация проводит замену собственными силами, можно составить акт о сезонной замене шин в произвольной форме. Если сезонную замену шин проводит подрядчик, то документом, подтверждающим замену, может быть акт приема-передачи выполненных работ.

Налоговый учет

Ситуация: к какой категории имущества в налоговом учете относятся автомобильные шины. Организация применяет общую систему налогообложения

Ответ на этот вопрос зависит от того, как поступают шины в организацию:

  • вместе с автомобилем (шины, установленные на ходовых и запасных колесах);
  • отдельно от автомобиля.

В налоговом учете шины, приобретенные вместе с автомобилем, отражаются по аналогии с бухучетом, то есть включаются в первоначальную стоимость автомобиля (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если организация приобретает шины отдельно от автомобиля, то независимо от стоимости и срока полезного использования в состав амортизируемого имущества они не включаются. Это объясняется следующим.

Во-первых, автомобильные шины не являются средствами труда, предназначенными для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг. А именно эта характеристика позволяет квалифицировать то или иное имущество как основное средство и включать его в состав амортизируемого имущества (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Во-вторых, автомобильные шины не поименованы в качестве отдельной позиции ни в Общероссийском классификаторе основных фондов , ни в разработанной на его основе Классификации основных средств , утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 . Однако определять срок полезного использования амортизируемого имущества нужно в соответствии с этими документами (п. 1 ст. 258 НК РФ).

Таким образом, шины, приобретенные отдельно от автомобиля (как для замены изношенных и поврежденных шин, так и для сезонных замен), нельзя относить к объектам основных средств. Затраты на их приобретение следует квалифицировать как расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества (подп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ).

ОСНО: сезонная замена

При сезонной замене стоимость шин относится к расходам на содержание служебного транспорта и включается в состав прочих расходов (п. 11 ст. 264 НК РФ). При этом если служебный транспорт обслуживает объекты обслуживающих производств и хозяйств, стоимость шин относится к расходам, связанным с деятельностью обслуживающих производств и хозяйств (ст. 275.1 НК РФ).

ОСНО: замена изношенных шин

При замене изношенных (поврежденных и не подлежащих восстановлению) шин их стоимость относится к расходам на ремонт и включается в состав прочих расходов (

4.2. Учет шин, приобретенных отдельно от автомобиля

Итак, в том случае, когда автомобильные шины приобретены вместе с автомобилем, они учитываются на счете 01 "Основные средства" в составе первоначальной стоимости автомобиля.

Практика эксплуатации автомобиля свидетельствует о том, что автомобильные шины приходят в негодность гораздо быстрее, чем автомобиль, вместе с которым они были приобретены. Кроме того, климатические условия нашей страны требуют приобретения и установки на автомобиль зимних шин. Следует ли продолжать учитывать автомобильные шины, приобретенные отдельно от автомобиля, на счете 01 "Основные средства"? Безусловно, нет.

Обратимся к нормативным актам в части порядка ведения бухгалтерского учета.

Начнем с констатации факта, что автомобильная шина не является объектом основных средств.

В самом деле, с одной стороны, автомобильные шины по некоторым признакам вполне возможно считать объектом основных средств: это и стоимость, отвечающая во многих случаях критериям отнесения объекта к основным средствам, срок эксплуатации, превышающий 12 месяцев, некоторые иные признаки, совпадающие с признаками основного средства. Тем не менее автомобильные шины не являются объектом основных средств:

По экономической природе автомобильные шины являются запасными частями автомобиля, а в инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (счет 10 "Материалы") прямо указано, что на субсчете 10-5 "Запасные части" учитывается наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных транспортных средств, а также автомобильных шин в запасе и обороте;

Ни в каких нормативных актах нет ни прямых, ни косвенных указаний на то, что автомобильные шины являются объектом основных средств.

Исходя из требований инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, бухгалтерские проводки по учету приобретенных шин будут иметь следующий вид.

ООО "Вымпел" в ноябре 2010 г. приобрело два комплекта автомобильных шин: один комплект по цене 25 000 руб., второй - 30 000 руб. (без НДС). Один комплект (стоимостью 25 000 руб.) в ноябре 2010 г. был установлен на автомобиль, т.е. передан в эксплуатацию. Второй комплект (стоимостью 30 000 руб.) - оставлен на складе.

В отношении обоих комплектов предусмотрена одинаковая бухгалтерская проводка:

а) комплект шин, установленный на автомобиль (переданный в эксплуатацию):

Оплачены приобретенные шины:

Кредит счета 51 "Расчетный счет" - 25 000 руб.;

б) комплект шин, оставленный в запасе:

Оприходованы автомобильные шины:

Дебет счета 10 "Материалы", субсчет 10-5 "Запасные части"

Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками - 30 000 руб.

Оплачены приобретенные шины:

Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

Кредит счета 51 "Расчетный счет" - 30 000 руб.

По нашему мнению, учет автомобильных шин, переданных в эксплуатацию, на счете "Материалы" не вполне согласуется с нормами, установленными приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)"), которые, в том числе, предписывают предприятию в учетной политике обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности). Более того, при таком подходе к учету задача по формированию полной и достоверной информации о деятельности предприятия и его имущественном положении нарушается.

Для того чтобы в полной мере решить задачу полноты и достоверности учета, в учетной политике предприятия необходимо предусмотреть варианты списания на расходы предприятия стоимости автомобильных шин, переданных в эксплуатацию.

Существуют два способа списания стоимости запасных частей, переданных в эксплуатацию: единовременное списание в момент передачи шин со склада в эксплуатацию и равномерное списание их стоимости по мере эксплуатации.

Единовременное списание стоимости шин в момент передачи их со склада в эксплуатацию совершенно закономерно, так как такой способ списания стоимости запасных частей прямо предусмотрен Методическими указаниями по учету материально-производственных запасов, а также условиями признания расходов, установленными ПБУ 10/99.

Если в учетной политике принят приведенный выше метод списания стоимости переданных в эксплуатацию автомобильных шин, то, если вернуться к рассмотренному нами ранее примеру, бухгалтерские проводки в отношении комплекта шин, переданных в эксплуатацию, будут такими:

Оприходованы автомобильные шины:

Дебет счета 10 "Материалы", субсчет 10-5 "Запасные части"

Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками - 25 000 руб.

Оплачены приобретенные шины:

Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Кредит счета 51 "Расчетный счет" - 25 000 руб.

Шины переданы в эксплуатацию:

Дебет счета 20 "Основное производство"

Кредит счета 10 "Материалы", субсчет 10-5 "Запасные части" - 25 000 руб.

Обоснованием равномерного списания стоимости автомобильных шин, переданных в эксплуатацию, являются положения Методических указаний по учету материально-производственных запасов, предусматривающие зачисление на счет учета расходов будущих периодов стоимости материалов, отпущенных на производство, но относящихся к будущим отчетным периодам. Кроме того, такой подход позволяет соблюдать требование ПБУ 10/99 о соответствии доходов и расходов.

Порядок равномерного списания стоимости автомобильных шин, переданных в эксплуатацию, в настоящее время законодательно никак не закреплен. Каждое предприятие вправе самостоятельно установить в своей учетной политике порядок такого списания. В частности, при этом предприятие может ориентироваться и на нормативные акты, утратившие силу, однако содержащие рациональные подходы к рассматриваемому нами вопросу.

Например, мы можем рекомендовать учесть нормы, содержащиеся в утративших силу Правилах эксплуатации автомобильных шин (утверждены распоряжением Минтранса РФ от 21 января 2004 г. N АК-9-р) и Временных нормах эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2011, NN 21, 22

Автомобильные шины поступают в организацию, как правило, либо при приобретении автотранспортного средства в составе его базовой комплектации, либо дополнительно в процессе эксплуатации автомобиля при их замене в случае износа или повреждения, а также при смене зимнего и летнего сезонов. Выбор бухгалтерского счета для отражения операций по учету автомобильных шин зависит от способа их приобретения.

Если шины входят в базовую комплектацию нового автомобиля, в качестве отдельных объектов на счетах бухгалтерского учета они не учитываются. Их стоимость включается в первоначальную стоимость приобретаемого автомобиля при принятии его на учет в качестве инвентарного объекта. Это следует из п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и объясняется тем, что отдельно от автомобиля шины не могут выполнять свои функции, даже несмотря на то, что срок полезного использования шин существенно отличается от срока полезного использования самого транспортного средства.

В налоговом учете для определения налога на прибыль стоимость автомобильных шин, поступающих в организацию в комплекте с приобретаемым автомобилем, также включается в первоначальную стоимость автомобиля - объекта амортизируемого имущества (ст. 257 НК РФ).

В целях обеспечения контроля за наличием и состоянием шин, входящих в комплект автомобиля, их следует принять на забалансовый учет в условной оценке одновременно с принятием на балансовый учет основного средства. Планом счетов соответствующего счета не предусмотрено, поэтому организация вправе ввести в рабочий план счетов дополнительный забалансовый счет 012 "Автомобильные шины в эксплуатации".

Если шины приобретаются дополнительно в процессе эксплуатации автомобиля при замене в случае их износа или повреждении либо при смене зимнего и летнего сезонов, в этом случае они признаются в качестве запасных частей к автомобилю и учитываются в составе материально-производственных запасов по фактической себестоимости согласно п. п. 5, 6 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н. Возникающие в связи с этим расходы не влекут за собой изменение первоначальной стоимости автомобиля, для комплектации которого они предназначены.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, учет наличия и движения автомобильных шин в запасе и обороте ведется на счете 10 "Материалы", субсчет 5 "Запасные части".

Учет автошин, находящихся на складе, должен быть организован по их видам (покрышки, камеры, ободные ленты), сортам и размерам, по степени эксплуатации (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта местных повреждений, требующая восстановления и утильная (негодная)), а также по месту нахождения. Автошины, выделенные в оборотный фонд, учитываются отдельно от находящихся на складе, т.е. учитываются как автошины в обороте (подотчете).

С целью обеспечения контроля для учета шин к субсчету 10-5 могут открываться счета аналитического учета:

10-5-1 "Автомобильные шины на складе";

10-5-2 "Автомобильные шины в запасе";

10-5-3 "Автомобильные шины в ремонте и на восстановлении".

Для целей исчисления налога на прибыль расходы на приобретение автомобильных шин признаются материальными расходами (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Документальное оформление

Принятие активов к бухгалтерскому учету осуществляется на основании первичных документов, оформленных в соответствии с требованиями, установленными ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ).

Если шины приобретаются в комплекте автомобиля, оформление отдельных первичных документов не предусмотрено. Принятие автомобиля к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем акта приемки-передачи основных средств, составленного по форме N ОС-1, на основании которой в бухгалтерии открывается инвентарная карточка на автомобиль по форме N ОС-6. В разд. 7 инвентарной карточки, в котором приводится краткая характеристика автомобиля, следует отразить информацию о комплекте шин.

Если автомобильные шины приобретаются отдельно, на основании отгрузочных документов поставщика (товарно-транспортной накладной формы N ТОРГ-12 или товарной накладной формы N 1-Т) оформляется приходный ордер по форме N М-4.

Отпуск шин со склада для установки на автомобиль оформляется требованием-накладной по форме N М-11.

Факт выбытия автомобильных шин отражается в акте на списание автомобильных шин. В связи с отсутствием унифицированной формы такого документа организация может его составить самостоятельно с учетом требований п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Для контроля за использованием автошин в период эксплуатации следует применять специальный документ, в котором отражается их техническое состояние. Это вызвано тем, что шины имеют свой ресурс пробега, после которого их необходимо заменять в целях безопасности дорожного движения. Также недопустимо эксплуатировать шины меньше срока, установленного соответствующими техническими нормативами.

Унифицированных форм первичных документов по учету автомобильных шин в настоящее время не предусмотрено. Единственная форма такого документа - карточка учета работы автомобильной шины - была установлена в Правилах эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04 (утв. Распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 N АК-9-р), которые утратили силу с 31 декабря 2007 г. в связи с истечением срока действия, установленного Распоряжением Минтранса России.

Поэтому организация должна самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике форму такого документа с учетом требований п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Заводить карточку следует и на шину, что поступила вместе с автомобилем, и на ту, которая установлена на автотранспортном средстве при его комплектации. Карточка ведется до выхода шины из строя.

В карточке учета работы шины при ее открытии указывается техническое состояние шины, находящейся на автомобиле (дефекты, характер и размер повреждений). Для шин, бывших в эксплуатации, при установке на другой автомобиль записывается ее предыдущий пробег.

Карточка учета работы шин также может учитываться в качестве первичного документа - акта списания шины в утиль при подписании ее членами экспертной комиссии.

Эксплуатация автомобильных шин

В период эксплуатации стоимость шин на ходовых и запасных колесах, входящих в комплект автомобиля в бухгалтерском учете, списывается на расходы по обычным видам деятельности через начисление амортизации (исходя из установленного срока полезного использования автомобиля). И, несмотря на то что автомобильные шины изнашиваются значительно быстрее, чем сам автомобиль, никаких специальных записей в бухгалтерском учете не предусмотрено.

В налоговом учете установленные на автомобиль шины также списываются в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли через амортизационные отчисления в общем порядке, исходя из установленного срока полезного использования транспортного средства согласно пп. 3 п. 2 ст. 253, п. 3 ст. 272 НК РФ.

В течение данного периода учет эксплуатируемых автомобильных шин ведется материально ответственным лицом, которому вменяется в обязанность следить за сохранностью и техническим состоянием шин и ежемесячно до выхода шины из строя отражать информацию в карточках учета работы автомобильной шины.

Ремонт и восстановление автомобильных шин. При износе автомобильных шин у организации возникает необходимость их ремонта или восстановления. Снятые с автомобиля шины, направленные в ремонт (на восстановление), входящие в его комплектацию, не уменьшают первоначальную стоимость этого автомобиля. В то же время бухгалтер должен обеспечить их учет в составе материально-производственных запасов на основании п. 2 ПБУ 5/01.

Оприходование снятых с автомобиля шин автор рекомендует отражать по дебету счета 10 "Материалы", субсчет "Автомобильные шины в ремонте и на восстановлении", в корреспонденции с кредитом счета учета затрат. При этом стоимость каждой поврежденной шины, подлежащей ремонту, должна быть определена организацией самостоятельно (методом экспертной оценки) по цене возможного использования или продажи и зафиксирована в акте, утвержденном руководителем организации. Определить стоимость снятых с колес автошин организация может самостоятельно с учетом применения норм эксплуатационного пробега.

Стоимость шин рассчитывается по следующей формуле:

Стоимость возвращенных на склад шин = (Норма пробега шины - Фактический пробег) : Норма пробега шины x Цена приобретения шины.

В настоящее время действующим законодательством не предусмотрено никаких норм по эксплуатации и списанию автомобильных шин. Поэтому они могут разрабатываться организацией самостоятельно, ориентируясь на технические характеристики соответствующих шин, а также на Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02). Хотя действие Временных норм Распоряжением Минтранса России от 05.01.2004 N АК-1-р было приостановлено, тем не менее, по мнению автора, методика определения норм пробега шин может быть использована в целях определения степени износа шин, снятых с транспортного средства. Разработанные нормы должны быть утверждены в учетной политике организации (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Расходы на ремонт и замену автомобильных шин являются одной из основных статей затрат, связанных с работой автомобильного транспорта. В соответствии с п. п. 5, 6, 7, 18 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, расходы по поддержанию основных средств в исправном состоянии относятся к расходам по обычным видам деятельности, которые принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной величине оплаты и (или) кредиторской задолженности, и признаются в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

Пример 1 . Одна из шин автомобиля была повреждена при его эксплуатации и заменена водителем на запасную шину. Поврежденная шина оценена экспертной комиссией организации в 500 руб. и передана для ремонта в автосервис. Стоимость ремонта составила 600 руб. После ремонта восстановленная шина снова передана в эксплуатацию этого автомобиля.

На счетах бухгалтерского учета операции по ремонту автомобильных шин (без их замены) следует отразить следующими записями.

Пример 2 . Одна из шин автомобиля была повреждена при его эксплуатации и заменена водителем на запасную шину. Поврежденная шина оценена экспертной комиссией организации в 500 руб. и передана для восстановления в автосервис. Со склада водителю выдана новая шина (в качестве запасной), фактическая себестоимость которой составляет 4000 руб.

В бухгалтерском учете операции по замене старой шины на новую отражаются следующими записями:

Д-т 26, К-т 10-5-1 - 4000 руб. - учтены расходы по переданной в эксплуатацию автошине;

Д-т 012 - 4000 руб. - принята на забалансовый учет шина, переданная в эксплуатацию.

Если происходит замена изношенных шин, то на основании п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на их приобретение квалифицируют как ремонт основных средств и признают для целей исчисления налога на прибыль на дату передачи их в использование, т.е. на дату установки шин на автомобиль.

Следует отметить, что для целей налогового учета ни ст. 254, ни пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ не содержат требований по учету пробега автомобильных шин в обоснование расходов по их замене при износе. Вместе с тем понесенные предпринимателем расходы на приобретение новых шин должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, т.е. быть экономически обоснованны и документально подтверждены.

Сезонная замена шин. В зимний сезон замена летних шин на зимние является необходимым условием поддержания эксплуатационных свойств автомобиля, поскольку зимние шины позволяют автомобилю свободно двигаться на обледенелых и заснеженных дорогах. Использование зимних шин в летний сезон может привести к аварийной ситуации, поскольку по сравнению с летними они снижают курсовую устойчивость и управляемость, комфортабельность и тормозные качества автомобиля.

Поэтому замену сезонных шин следует рассматривать как содержание основного средства с целью поддержания эксплуатационных свойств этого объекта (п. 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).

Особенность организации учета сезонных шин заключается в том, что они снимаются с эксплуатации не в связи с утратой своих потребительских свойств, а в зависимости от смены сезона.

Шины, которые были сняты с автомобиля в связи со сменой сезона, по мнению автора, необходимо оприходовать на склад по стоимости, рассчитанной с учетом износа, определенного с учетом применения норм эксплуатационного пробега.

Оприходование сезонных шин в бухгалтерском учете организации следует отражать по дебету счета 10-5, субсчет "Автомобильные шины в запасе", в корреспонденции с кредитом счетов учета затрат. Таким образом, производится уменьшение расходов текущего отчетного периода на сумму возвращенных на склад автомобильных шин.

При передаче шин в эксплуатацию в бухгалтерском учете организации производится единовременное списание их стоимости на счета учета затрат на основании п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания N 119н). При этом списанные в расходы автомобильные шины необходимо принять на забалансовый учет.

В целях налогового учета после окончания сезона переданные на склад шины на основании п. 6 ст. 254 НК РФ можно рассматривать как часть материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утративших потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства). В таком случае на стоимость автомобильных шин в налоговом учете уменьшается сумма материальных расходов. Оценка возвращаемых из эксплуатации шин, в случае если они могут быть использованы для основного производства, производится по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования). При этом цена возможного использования может определяться, как и в бухгалтерском учете, с учетом износа, определяемого исходя из пробега.

Списание автомобильных шин

Каждая автомобильная шина имеет нормативный пробег, при достижении которого шины должны быть списаны в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Кроме того, шины должны быть списаны, если присутствуют неисправности и условия, при которых Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения" запрещается эксплуатация транспортных средств. К таким неисправностям согласно п. 5.1 приведенного в данном документе Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, относят превышение норматива остаточной высоты рисунка протектора (для легковых автомобилей - менее 1,6 мм, для грузовых автомобилей - 1 мм, для автобусов - 2 мм, мотоциклов и мопедов - 0,8 мм).

Утилизация изношенных шин. Автомобильные шины, не соответствующие указанным требованиям, подлежат списанию по решению комиссии. Они приходуются на склад по стоимости утильсырья.

Утилизация непригодных к использованию шин может производиться путем заключения договора со специализированной организацией, занимающейся утилизацией шин. К дефектному акту и акту на списание необходимо приложить документ, подтверждающий сдачу шины в специализированную организацию, чтобы избежать штрафов со стороны экологической инспекции.

На склад такие шины приходуются по весу по прейскурантным ценам, по которым они сдаются на шиноремонтные заводы. Наличие и движение изношенных шин и утильной резины учитывается на субсчете 10-6 "Прочие материалы" как утильсырье.

Списанные в утиль шины приходуются на склад организации на основании акта на списание и накладной на внутреннее перемещение материальных ценностей согласно п. 129 Методических указаний N 119н. Их стоимость определяется организацией на основании п. 111 Методических указаний N 119н исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (т.е. по цене возможного использования или продажи). При этом стоимость учтенных отходов относится в уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство.

Поступления от продажи изношенных автомобильных шин на основании п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, признаются операционными доходами и учитываются на счете 91-1 "Прочие доходы".

Пример 3 . ООО "Сигма" в ноябре 2010 г. приходует 4 автомобильные шины в условной оценке - 19 100 руб., снятые с автомобилей. Шины признаны непригодными к дальнейшему использованию и не подлежащими восстановлению в связи с полным износом. Автомобильные шины оприходованы по цене их возможной реализации организациям по сбору утильсырья, которая по решению членов комиссии составила 50 руб. за единицу. В этом же месяце все шины сданы специализированной организации за 236 руб., в том числе НДС - 36 руб.

В бухгалтерском учете списание автошин отражается следующим образом:

Д-т 10-6, К-т 20 - 200 руб. (4 x 50,00 руб.) - оприходованы на склад автомобильные шины, подлежащие сдаче в утиль;

Д-т 62, К-т 91-1 - 200 руб. - признан доход от сдачи автошин в утиль;

Д-т 62, К-т 68 - 36 руб. - начислен НДС с реализации автошин;

Д-т 91-2, К-т 10-6-1 - 200 руб. - списана учетная стоимость изношенных автошин;

К-т 012 - 19 100 руб. (1 шт. x 6000 руб.; 1 x 4500 руб.; 1 x 3000 руб.; 1 x 5600 руб.) - сняты с забалансового учета шины, принятые в условной оценке.

Доходы от реализации автошин в целях исчисления налога на прибыль на основании ст. 249 НК РФ. Датой получения дохода от реализации имущества при использовании организацией метода начисления считается день реализации этого имущества, определяемой в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств в оплату имущества (п. 3 ст. 271 НК РФ). Полученные доходы уменьшаются на стоимость изношенных шин, а также иных расходов, связанных с их реализацией (п. 1 ст. 268 НК РФ).

Досрочное списание автошин. В случае досрочного износа автошин необходимо выяснить причины возникновения такой ситуации, а затем во избежание дорожно-транспортных происшествий списать их на основании заключения экспертной комиссии.

Если будет доказана вина водителя (работника, ответственного за сохранность автошины) в порче автомобильных шин, их стоимость должна быть возмещена.

Операции по выбытию таких шин на счетах бухгалтерского учета не отражаются, так как на момент порчи на балансе они не учитывались и их стоимость включена в расходы по обычным видам деятельности в момент передачи шин в эксплуатацию.

При этом испорченные автомобильные шины следует списать с забалансового счета 012 "Автомобильные шины в эксплуатации". Сумма возмещения, полученного от работника, согласно п. 8 ПБУ 9/99 признается внереализационным доходом и отражается по счету 91-1 "Прочие доходы".

Скоро наступит осень, и нужно будет приобрести зимние шины для служебного авто. Узнайте из этой статьи, как вести учет летних и зимних шин в бухгалтерском и налоговом учете. Нужно ли включать затраты на покупку сменных шин в стоимость автомобиля? Как списать шины при полном износе?

Возможны две ситуации, когда у организации появляются шины, - либо она покупает их вместе с автомобилем, либо отдельно.
В первом случае отдельно учет шин не осуществляется - их стоимость (в т.ч. и запасных шин) учитывается в первоначальной стоимости автомобиля (п. 6 ПБУ 6/01, п. 10 Методических указаний по учету основных средств). Аналогичная ситуация будет и в налоговом учете.
Во втором случае шины нужно рассматривать как самостоятельные объекты учета. Именно этот случай учета шин и будет рассмотрен в этой статье.

Шины не основное средство

Хотя шины служат более одного года, их нужно учитывать в составе материально производственных запасов. Поясним почему.
Исходя из норм п. 6 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. Но автомобильная шина не может быть использована отдельно от автомобиля. Значит, не выполняется одно из главных условий для признания имущества в качестве основного средства в бухгалтерском учете.
Кроме того, автомобильные шины не значатся как самостоятельные объекты учета ни в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1), ни в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359).

Учет шин в бухгалтерском учете

Автомобильные шины относятся к наиболее изнашивающимся комплектующим транспортных средств. Замена шин обязательна при их износе или повреждении и возможна при смене сезонов - зимнего и летнего.
Стоимость приобретаемых организацией автомобильных шин для замены изношенных учитывается на счете 10 "Материалы", субсчет "Запасные части". При этом Инструкцией по применению Плана счетов (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) рекомендуется вести учет на этом счете шин, находящихся как в запасе, так и в обороте.
В процессе эксплуатации транспортного средства организация может менять посезонно зимнюю резину на летнюю и наоборот, а также производить замену полностью изношенных автомобильных шин на аналогичную новую резину. Поэтому советуем раздельно учитывать находящиеся на складе шины (новые, сезонные, отремонтированные).
Для этого можно открыть дополнительные субсчета третьего порядка к субсчету "Автошины в запасе".

Покупка новых шин

Новые шины, как и любые другие материально-производственные запасы, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которая складывается из фактических затрат организации на ее покупку (доставка, стоимость шины), за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. п. 5, 6 ПБУ 5/01).
В бухгалтерском учете приобретение шин отражается следующими проводками:
Дебет 60 Кредит 51
- перечислены денежные средства за шины;
Дебет 10, субсчет "Запасные части", "Автошины в запасе", "Новые шины", Кредит 60
- отражена задолженность за приобретаемые шины;
Дебет 19 Кредит 60
- отражен НДС, предъявленный продавцом;
Дебет 68 Кредит 19
- принят к вычету НДС.

Передача шин в эксплуатацию

При передаче шин в эксплуатацию происходит их перемещение только по субсчетам, т.е. в аналитическом учете:
Дебет 10, субсчет "Запасные части", "Автошины в обороте", Кредит 10, субсчет "Запасные части", "Автошины в запасе",
- переданы в эксплуатацию шины.
Обратите внимание: отражение шин, находящихся в обороте на соответствующем субсчете счета 10, предполагает, что до тех пор пока шины эксплуатируются, их стоимость не подлежит списанию на расходы организации.

Списание непригодных шин

Если шины пришли в негодность, их списывают следующей проводкой:
Дебет 20, 26, 44 Кредит 10, субсчет "Запасные части", "Автошины в обороте",
- списана в расходы стоимость шин.
При списании шин в производство или ином выбытии используется один из методов их оценки, приведенный в п. 16 ПБУ 5/01 (способом ФИФО, средней себестоимости или себестоимости каждой единицы). При передаче в эксплуатацию шины оцениваются, как правило, по себестоимости каждой единицы.

Документальное оформление

На каждую шину (в т.ч. шины, учтенные в первоначальной стоимости автомобиля) организация может завести либо карточку учета работы автомобильной шины (Приложение 12 к Правилам эксплуатации автомобильных шин, утв. Распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 N АК-9-р - эти Правила уже не действуют, но взамен им других документов ведомство не выпустило), либо простую карточку учета материалов по форме N М-17 (утв. Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).
В Карточку учета работы автомобильной шины можно внести информацию о техническом состоянии шины, пробеге (его показатели должны вноситься ежемесячно), дефектах. При снятии шины с эксплуатации в ней указываются: дата демонтажа, полный пробег, наименование причины снятия, определяемой комиссией, куда направлена покрышка - в ремонт, на восстановление, на углубление рисунка протектора, в утиль или на рекламацию.
Отпуск шин со склада для установки на автомобиль оформляется требованием-накладной по форме N М-11 (утв. Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).
При направлении шины на восстановление, углубление протектора или в утиль карточка учета подписывается членами комиссии и закрывается. При этом она выполняет функции акта списания шины. Подтверждает она и необходимость ввода в эксплуатацию новой резины.
На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые карточки учета их работы. Пробег шины с нарезкой углубленного рисунка протектора начинается с нуля в ранее заведенной карточке, при обезличенной же нарезке заводится новая карточка учета.
Упомянутые Правила не позволяли снимать шины с эксплуатации и передавать их в утиль или на восстановление, если они по своему техническому состоянию были пригодны для эксплуатации (п. 88 Правил). Перечень же производственных и эксплуатационных причин, по которым покрышки, камеры и ободные ленты могли быть преждевременно сняты с эксплуатации, приводился в Приложении 9 к Правилам.

Сроки эксплуатации

Срок эксплуатации автомобильных шин устанавливается руководителем организации. Для его определения можно воспользоваться данными, приведенными в руководящем документе "Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02)" (утв. Минтрансом России 04.04.2002). Действие этих Норм продлено до вступления в силу новых соответствующих технических регламентов (Информационное письмо Минтранса России от 07.12.2006 N 0132-05/394).
Во временных нормах приводятся данные среднестатистического пробега шин легковых и грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов (таблицы 1 - 3). Норма эксплуатационного пробега шин (Hi) определяется так:

Hi = H x К1 x К2,

где H - значение среднестатистического пробега шин для данного транспортного средства;
К1 - поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автотранспортного средства;
К2 - поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автотранспортного средства (значения поправочных коэффициентов приводятся в таблицах 4 и 5). При этом норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25 процентов от среднестатистического пробега шин.
Среднестатистический пробег шин российского производства для легковых автомобилей составляет приблизительно 40 - 45 тыс. км, для шин зарубежного производства - 50 - 55 тыс. км. Пробег шин грузовых автомобилей существенно выше: для отечественных шин он может достигать 100 тыс. км, для шин зарубежного производства - до 180 тыс. км.

Учет затрат

При передаче шин в эксплуатацию их предназначение может быть двух видов:
- для замены изношенных или негодных шин;
- для сезонной смены летних шин на зимние и, наоборот, с зимних шин на летние.
Замену изношенных или пришедших в негодность по другим причинам шин можно рассматривать как проведение текущего ремонта (замену изношенных частей) автомобиля. Поэтому в данном случае можно руководствоваться общими правилами, регламентирующими порядок списания на издержки производства и обращения затрат на проведение ремонта объекта основных средств.
Затраты, производимые при ремонте объекта основных средств, отражаются на основании соответствующих первичных учетных документов по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по ремонту и других расходов. Данные затраты отражаются в бухгалтерском учете по дебету соответствующих счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат (п. 67 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России 13.10.2003 N 91н). В полной мере это относится и к случаям, связанным с приобретением автомобильных шин и их последующей установкой на автомобиль взамен изношенных.
При замене зимней резины на летнюю целью проводимых работ является адаптация транспортного средства к местным климатическим условиям. В зимний сезон замена летних шин на зимние является необходимым условием поддержания характеристик эксплуатации автомобиля, поскольку зимние шины позволяют автомобилю свободно двигаться на обледенелых и заснеженных дорогах. Использование же зимних шин в летний сезон может привести к аварийной ситуации, поскольку, как было сказано выше, по сравнению с летними они снижают курсовую устойчивость, управляемость, тормозные качества автомобиля.
Поэтому замену сезонных шин следует рассматривать как содержание основного средства с целью поддержания его эксплуатационных характеристик. Расходы на содержание объекта основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии) включаются в затраты на обслуживание производственного процесса и отражаются по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета производственных затрат (п. п. 66 и 73 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).
Затраты по поддержанию в исправном состоянии объектов основных средств относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
Рассмотрим три вида списания:
- списание шин при передаче в эксплуатацию;
- списание шин пропорционально их пробегу;
- списание шин с помощью счета 97 "Расходы будущих периодов".
Первый вариант более простой, однако при его использовании нужно должное ведение аналитического учета шин до момента их полного выбытия.
Второй вариант более трудоемкий, но при его использовании использованные шины списываются в затраты более равномерно.
Если же использовать третий вариант, то списание расходов происходит равномерно в течение периода, к которому они относятся, в порядке, который устанавливает сама организация (равномерно, пропорционально объему продукции и т.д.) (п. 65 Положения о ведении бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Пример 1. Организация "Феникс" в сентябре 2014 г. приобрела комплект всесезонных шин для автомобиля. В этом же месяце шины переданы в эксплуатацию взамен изношенных. За четыре покрышки было уплачено 43 500 руб., в том числе НДС - 6635,6 руб.
В бухгалтерском учете проводки будут следующими:

- 36 864,4 руб. (43 500 - 6635,6) - оприходованы шины на склад;
Дебет 19 Кредит 60
- 6635,6 руб. - отражен НДС;
Дебет 60 Кредит 51
- 43 500 руб. - перечислены денежные средства за шины;
Дебет 68 Кредит 19
- 6635,6 руб. - принят к вычету НДС;
Дебет 20 Кредит 10, субсчет "Запасные части", "Автошины в запасе", "Новые шины",
- 36 864,4 руб. - стоимость шин учтена в расходах по обычным видам деятельности.

Пример 2. Дополним данные примера 1: учетной политикой организации предусматривается списание стоимости шин равномерно, пропорционально их месячному пробегу. Среднестатистический пробег шины - 43 000 км, К1 - 0,95 (эксплуатация шин ведется на дорогах третьей категории), К2 - 0,95 (автомобиль используется на автомобильных дорогах общегосударственного, республиканского и местного значения), за сентябрь автомобиль на новых шинах проехал 3852 км.
Норма эксплуатационного пробега шины Hi составит 38 807,5 км (43 000 км x 0,95 x 0,95). Поскольку в сентябре пробег на новых шинах составил 3800 км, то в расходах по обычным видам деятельности организация может учесть 3609,73 руб. (36 864,4 руб. : 38 807,5 км x 3800 км).
Установка шин на автомобиль в бухгалтерском учете сопровождается записью:
Дебет 97 Кредит 10, субсчет "Запасные части", "Автошины в запасе", "Новые шины",
- 36 864,4 руб. - стоимость шин учтена в расходах будущих периодов.
В последний же день сентября осуществляется частичное списание стоимости установленных шин проводкой:
Дебет 20 Кредит 97
- 3609,73 руб. - часть стоимости шин учтена в расходах по обычным видам деятельности.

Учет сезонной резины

Снятые с транспортного средства сезонные шины в связи с завершением данного сезона приходуются на склад. Они не относятся к:
- неиспользованным материалам, поскольку находились в эксплуатации;
- возвратным отходам, так как они не утратили своих потребительских свойств.
В обоих случаях материалы приходуются на счете 10 (п. 112 Методических указаний по учету МПЗ).
Поскольку по окончании сезона эксплуатации шины возвращаются на склад уже частично изношенными, то организация вправе восстановить на счете 10, субсчет "Автошины в запасе", "Сезонные шины", неполную стоимость приобретения автомобильных шин - уменьшенную с учетом степени износа. При таком способе учета степень износа автомобильных шин может определяться пропорционально пробегу шины.
Для того чтобы рассчитать стоимость шин, возвращенных на склад, необходимо определить пробег автомобильных шин за время их фактической эксплуатации. Если ведется упомянутая выше карточка учета работы автомобильной шины, то данные берутся из нее. Если же таковую организация не ведет, то остается обратиться к путевым листам, выписанным на автомобиль в сезоне, и выбрать из них требуемую информацию. После чего искомый показатель определяется по формуле:

Свш = (Nпр. ш - Fпр) : Nпр. ш x Сш,

где Свш - стоимость возвращаемой на склад шины;
Nпр. ш - норма пробега шины;
Fпр - фактический пробег;
Сш - стоимость шины.
Корреспондирующий же счет при оприходовании сезонных шин зависит от варианта списания их стоимости при установлении. Если осуществлялось единовременное списание при передаче, то корреспондируют счета учета затрат 20, 26, 44 (то есть производится уменьшение затрат на производство или расходов на продажу текущего отчетного периода на сумму возвращенных на склад автомобильных шин). Если же списание осуществлялось равномерно, то кредитуется счет 97.

Пример 3. Фирма "Меркурий" весной 2014 г. приобрела легковой автомобиль с летним комплектом шин. Автомобиль используется в управленческих целях. В октябре текущего года был приобретен комплект зимней резины (5 шт.) за 53 100 руб. (в т.ч. НДС - 8100 руб.). В ноябре эта резина была установлена на автомобиль.
Согласно учетной политике стоимость летних и зимних шин списывается равномерно в периоде их эксплуатации. Норма эксплуатационного пробега шин - 62 000 км, К1 - 0,95 (категория условий эксплуатации - III), К2 - 1 (особых условий работы автомобиля в организации не существует). С ноября по март включительно автомобиль на зимних шинах проехал 14 800 км, из них в марте - 3500 км.
Норма эксплуатационного пробега данных шин составляет 58 900 км (62 000 x 0,95 x 1).
При снятии зимних шин за март организация вправе учесть в расходах по обычным видам деятельности часть стоимости зимней резины - 2674,02 руб. (45 000 руб. / 58 900 км x 3500 км).
Стоимость же зимних шин, по которой они оприходуются при передаче на склад, - 33 692,7 руб. (45 000 руб. : 58 900 км x (58 900 км - 14 800 км)).
В учете бухгалтер отразит следующие проводки:
в октябре 2014 г.
Дебет 10, субсчет "Запасные части", "Автошины в запасе", Кредит 60
- 45 000 руб. (53 100 - 8100) - оприходован на склад комплект зимней резины;
Дебет 19 Кредит 60
- 8100 руб. - отражен НДС;
Дебет 68 Кредит 19
- 8100 руб. - предъявлен НДС в вычету.
в ноябре 2014 г.
Дебет 97 Кредит 10, субсчет "Запасные части", "Автошины в запасе",
- 45 000 руб. - переданы в эксплуатацию шины.
Комплект летней резины, снятый с автомобиля, передается на склад. Но поскольку стоимость этих шин учтена в первоначальной стоимости транспортного средства, то приходуются они независимо от пробега по нулевой стоимости.
В последние дни ноября, декабря, января и февраля бухгалтерией осуществляется списание на счет затрат части стоимости зимних шин. Списываемые величины определяются пропорционально месячному пробегу автомобиля:
Дебет 26 Кредит 97
- списана часть стоимости зимних шин.
в марте 2015 г.
Дебет 26 Кредит 97
- 2675,94 руб. - учтена в расходах по обычным видам деятельности часть стоимости зимних шин;
Дебет 10, субсчет "Запасные части", "Автошины в запасе", Кредит 97
- 26 427,52 руб. - отражена стоимость зимних шин, переданных на склад.
Установка летней резины отражается только в аналитическом учете, поскольку ее стоимость учтена в первоначальной стоимости автомобиля.

Налоговый учет

В налоговом учете приобретаемое организацией транспортное средство учитывается как единый инвентарный объект. Следовательно, стоимость шин, установленных на автомобиле, и "запаски" включается в его первоначальную стоимость (ст. 257 НК РФ).
Автомобильные шины, которые приобретаются отдельно от автомобиля, в состав амортизируемого имущества не включаются. Учитываются же они в расходах на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ).
Эти расходы на эксплуатацию (покупку запасных шин) признаются для целей исчисления налога на прибыль (п. 1 ст. 260 НК РФ).
Замена сезонных шин также отнесена к расходам на содержание основного средства. Следовательно, затраты на приобретение нового комплекта шин включаются в материальные расходы на приобретение материалов, используемых на содержание основных средств (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Эти расходы компаниям, использующим метод начисления, надлежит признавать на дату передачи их в эксплуатацию, то есть на дату установки шин на автомобиль (п. 2 ст. 272 НК РФ).
Уменьшенная стоимость сезонных шин, снятых с автомобиля и переданных на склад, в налоговом учете не отражается.
Напомним, что сумму материальных расходов необходимо уменьшать на стоимость:
- возвратных отходов (п. 6 ст. 254 НК РФ);
- остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца (п. 5 ст. 254 НК РФ).
При этом остатки материально-производственных запасов оцениваются по той же стоимости, по которой они были включены в состав расходов при списании.
Шины же, снятые с транспортного средства, ни к возвратным отходам, ни к остаткам запасов не относятся.
В результате при варианте единовременного списания стоимости шин при их установлении величины расходов, учитываемых в бухгалтерском учете при определении прибыли и налоговой базы по налогу на прибыль, в момент оприходования снятых шин на склад будут разниться. А это обязывает организацию обратиться к нормам Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02 (утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).
Возникающая разница в расходах в бухгалтерском учете признается налогооблагаемой временной, поскольку приводит к образованию отложенного налога на прибыль, который должен увеличить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.
На основании этой разницы формируется отложенное налоговое обязательство (п. п. 12, 15, 18 ПБУ 18/02).
Налогооблагаемая временная разница также возникает, если в бухгалтерском учете используется вариант равномерного списания стоимости шин.

Продолжение примера 2. В налоговом учете стоимость установленных шин, 36 864,4 руб., будет включена в расходы, уменьшающие полученные доходы при исчислении налога на прибыль за 9 месяцев 2014 г.
Разница в величинах расходов, учитываемых в бухгалтерском и налоговом учетах, - 33 254,67 руб. (36 864,4 - 3609,73) - является налогооблагаемой временной.
Исходя из этого организация в последний день сентября осуществляет дополнительную запись:
Дебет 68, субсчет "Налог на прибыль", Кредит 77
- 6650,93 руб. (33 254,67 руб. x 20%) - начислена сумма отложенного налогового обязательства.
Начиная с октября ежемесячно при списании в бухгалтерском учете в расходы части стоимости установленных шин будет частично погашаться отложенное налоговое обязательство:
Дебет 77 Кредит 68, субсчет "Налог на прибыль",
- уменьшена (погашена) сумма отложенного налогового обязательства.