ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА - отделение высшего учебного заведения, где преподаются научные дисциплины по истории и осуществляется подготовка профессиональных историков.

Начало становления исторического познания в нашем высшем учебном заведении относится к 1932 году, когда в составе индустриально-педагогического института появилось отделение истории. В 1956 году филологический факультет Орловского государственного педагогического института был преобразован, и вновь возникло отделение истории, ставшее затем равноправной частью историко-филологического факультета. Тогда же возникла и кафедра истории, которой вначале заведовал доцент М.М. Кривин. Первыми преподавателями кафедры истории стали доценты М.А. Покровская, Л.А. Хаин, В.И. Самаркин и старший преподаватель Т.Г. Свистунова. Позднее коллектив пополнили А.И. Скворцов, З.А. Витков, И.Н. Емельянов, Е.И. Чапкевич, В.Я. Воробьева.

Основным направлением работы кафедры истории в первые годы ее существования стало краеведение. В результате уже к середине 1960-х годов при участии кафедры истории КПСС были подготовлены и изданы три сборника документов по истории Орловской губернии, а также «Очерки истории Орловского края» (1968 год). Данные публикации и по сей день не утратили своей научной ценности. Однако круг научных интересов преподавателей кафедры не ограничивался местной историей. Ряд статей И.Н. Емельянова был посвящен аграрной проблематике, публикации З.А. Виткова затрагивали археологические вопросы, М.А. Покровская исследовала внутреннюю политику французской монархии ХVI века.

В 1973 году был образован самостоятельный исторический факультет. Его называли историко-английским, т.к. выпускники получали дополнительную специальность: учитель английского языка. На факультете оживилась научно-исследовательская работа. Большую роль в этом сыграла З.П. Яхимович, ставшая заведующей кафедрой истории. Ныне она - признанный крупный ученый, специализирующийся на истории Италии в новое время и политическим процессам в современных западных странах. Она является автором докторской диссертации по внешней политике Италии в 1908-1914 годы, монографий, посвященных итальянскому рабочему движению и итало-турецкой войне, многочисленных научных статей, учебных пособий. В работе факультета наряду с опытными преподавателями, стали принимать участие молодые специалисты, окончившие аспирантуры столичных вузов: В.П. Тоцкий, А.А. Севастьянова, С.Т. Минаков, Э.А. Минакова, В.Н. Сиянов, А.М. Янивец. Выпускницы факультета Н.В. Самошина, Л.В. Гранина, Н.И. Алымова, Т.Н. Гелла вернулись в его стены в качестве преподавателей. В 1977 году была издана монография Е.И. Чапкевича «Евгений Викторович Тарле», вызвавшая 11 рецензий в отечественной и зарубежной печати.

В 1980-е годы перестал существовать историко-английский, на факультете теперь готовили учителей истории и права. П.А. Бородкин становится деканом, сменив занимавшего много лет этот пост А.А. Сапронова. В 1980-е годы число сотрудников кафедры истории пополнили А.В. Голубев, Г.В. Назаренко. В 1981 году деканом факультета стал Л.Я. Цехновичер, занимавший этот пост вплоть до середины 1990-х годов. Новыми направлениями научных исследований стали: история международных отношений, историография, средневековая история и культура, история Англии, военная история СССР. Началась многолетняя кропотливая работа В.Я. Воробьевой над «Книгой Памяти», увидевшей свет в 1990-е годы, где собраны и систематизированы десятки тысяч имен уроженцев Орловской области, павших на полях сражений Великой Отечественной войны.

В 1991 году на базе кафедры истории, заведующим которой был С.Т. Минаков, образовались кафедра истории России и кафедра всеобщей истории. Кафедру истории России возглавил С.Т. Минаков, а кафедру всеобщей истории Е.И. Чапкевич. В 1995 году был открыт специализированный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук под председательством доктора исторических наук, профессора Е.И. Чапкевича. Многие из сотрудников, в 1990-е годы пришедшие на факультет, в разные годы сами окончили орловский истфак, среди них Ю.В. Кузнецов, С.В. Ковылов, Т.И. Кононова, И.Л. Картелев, Р.М. Абинякин, Г.С. Чувардин, И.В. Гончарова, А.А. Захаров, М.Ю. Илюхин, Е.А. Антохина, А.А. Берзина, С.Н. Касторнов, О.Я. Ноздрин, М.И. Лавицкая. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова окончил, много лет преподававший на факультете археологию, Л.Н. Красницкий. На рубеже веков в коллектив влились окончившие аспирантуру МГУ М.А. Комова и С.В. Свечникова. После смерти Е.И. Чапкевича в 2003 году кафедру всеобщей истории возглавила доктор исторических наук, профессор Тамара Николаевна Гелла. С 1996 по 2012 годы факультет работал под руководством доктора исторических наук, профессора С.Т. Минакова.

Большой вклад в работу факультета на протяжении его истории внесли кандидат философских наук, доцент В.В. Ермакова, кандидат педагогических наук, доцент Т.П. Денисова, преподаватели иностранного языка Л.П. Мишустина, Л.А. Щеглова, Е.В. Стальмашевская.

С 2012 года работу исторического факультета возглавила доктор исторических наук, профессор Т.Н. Гелла. Заместители декана: кандидат исторических наук, доцент А.А. Берзина (по учебной и воспитательной работе), кандидат исторических наук, доцент С.Н. Касторнов (по заочному обучению и научно-исследовательской работе).

Структуру факультета составляют три кафедры: истории России (заведующий - доктор исторических наук, профессор С.Т. Минаков), всеобщей истории (заведующий - доктор исторических наук, профессор Т.Н. Гелла), отечественной истории (заведующий - кандидат исторических наук, профессор Г.П. Веркеенко).

На факультете ведется обучение студентов по очной и заочной формам. Заочное отделение исторического факультета действует с 1973 года. Его работу курировали, сменяя друг друга в 1990-2000-е годы, заместители декана А.А. Захаров, Р.М. Абинякин, И.В. Проваленкова, С.М. Никифорова, С.Н. Касторнов. Большую работу по организации учебного процесса на заочном отделении исторического факультета вели и ведут методисты заочного отделения. В 1970-1990-е годы обязанности методиста по заочному отделению выполняла Т.М. Преображенская, а затем ее сменила Н.Е. Картелева. Как и дневное (очное), заочное отделение исторического факультета внесло весьма значительный вклад в подготовку кадров учителей истории и обществознания не только для школ Орловской области, но и для многих регионов России, Украины, Белоруссии, Северного Кавказа и Закавказья. Многие выпускники исторического факультета стали хорошими директорами школ, работниками управлений и отделов народного образования, успешными администраторами в системе государственного управления города Орла и Орловской области, в системе правоохранительных органов.

Истоки идеи о создании в Орле высшего учебного заведения впервые относятся к эпохе Первой мировой войны, когда, интеллигенция губернского центра, развивая инициативу Министерства промышленности и торговли 1916 г. в январе-марте 1917 г. создала «комиссию по устройству народного университета - политехникума». В мае того же года вопрос о его создании обсуждается Орловской городской комиссией по народному образованию. Итогом работы стал доклад, переданный 7 сентября 1918 г. Губернскому исполнительному комитету, содержавший вывод о необходимости создания в Орле университета с набором классических факультетов.

Однако события осени 1917 г. изменили ситуацию в стране и губернии и к вопросу о создании университета новые власти вернулись через год, когда 31 октября 1918 г. Постановлением Отдела народного образования Орловского Губисполкома был создан Орловский Пролетарский университет имени В.И. Ленина, открывшийся 5 ноября того же года и существовавший в Орле до 1920 г.

Однако говорить о создании в Орле полноценного государственного университета с классическим набором факультетов относится уже к 1919 г., когда 23 июня состоялось решение Коллегии высших учебных заведений Народного комиссариата по просвещению которым был создан Орловский государственный университет. Этот день с полным правом может считаться днем рождения вуза как классического университета, ведущего учебного заведения региона.

В развитие этого решения 19 марта 1920 г. Коллегия Орловского Губкома по просвещению принимает Постановление «О реорганизации Орловского пролетарского университета» и о создании на его базе и базе Института народного образования Орловского государственного университета.

За небольшое время на базе имевшихся в городе научно-педагогических кадров (сил, как говорили столетие назад) был создан костяк педагогического коллектива, осуществлен набор студентов на два факультета. В духе эпохи при ОГУ был создан рабфак.

Изменения в политике государства в сфере высшего образования привели к принятию 4 ноября 1921 г. Постановления СНК (на основании решения Коллегии Наркомпроса от 18 августа 1921 г.) решения о создании на базе ОГУ Высшего педагогического института. Его торжественное открытие состоялось 9 октября 1921 г. Однако дальнейший курс руководства страны на специализацию высшего образования привел к принятию решения от 15 ноября 1922 г. о закрытии Орловского высшего педагогического института. Студенты были переведены в другие вузы и техникумы, а преподавательский состав вуза перешел на работу в Орловский педагогический и механико-строительный техникум. Впрочем, уже через несколько лет развитие высшего образования на Орловщине получило новый импульс.

В 1927 г. в Механико-строительном техникуме создаются группы по подготовке инженеров параллельно с группами по подготовке специалистов со средним образованием, а 5 августа 1931 г. - распоряжением Совета Народных Комиссаров РСФСР в Орле создается индустриально-педагогический институт, торжественное открытие которого состоялось 16 октября 1931 г. в составе четырех факультетов (физико-технический, химико-биологический, социально-экономический (литературно-общественный, политехнический). В 1932 г. в ОГПИ открыт Рабочий факультет, Вечерний институт (до 1938 г.). В январе 1933 г. с ОГПИ объединяют Белгородский педагогический институт.

С 1934 г. (1 сентября) - в составе вуза структурно созданы два института - учительский с двухлетним сроком обучения и педагогический, с четырехлетним сроком обучения, выпускавший учителей для средних школ. В период сохранения данной структуры вплоть до 1952 г. вуз называется Орловский Государственный педагогический и учительский институт, сохраняя в прессе и документах внутреннего оборота название Орловский педагогический институт. При институте действует Рабфак (до 1949 г.), созданный в рамках ОГУ в 1920 г. и образцовая школа.

В 1940 г. - вышли в свет первые два тома «Ученых записок Орловского государственного педагогического института»: Т. I «Естествознание и химия»; Т. II «Физика и математика».

Дальнейшее развитие ОГПИ определила Великая Отечественная война. В июне 1941 г. из института на фронт ушло 200 студентов и преподавателей.

23 августа 1941 г. распоряжением Народного Комиссариата просвещения РСФСР ОГПИ был эвакуирован в город Бирск Башкирской АССР, где на базе учительского техникума был создан Бирский пединститут, сохранивший структуру Орловского пединститута.

20 ноября 1943 г. Распоряжением СНК РСФСР ОГПИ реэвакуируется в Елец, а в августе 1944 г. возвращается в Орел.

1945 г. - вышел в свет первый послевоенный сборник «Ученых записок Орловского государственного педагогического института», в том же году в вузе защищена первая диссертация на соискание ученой степени доктора наук (Я.Я. Цееб).

В 1952 г. - закрыт учительский институт Орловского педагогического и учительского института, который переименован в Орловский государственный педагогический институт

В 1954 г. - открыта первая в истории ОГПИ аспирантура при кафедре русского языка. В том же году открылось вечернее отделение. В том же году 26 февраля техническое образование в Орле обрело форму высшего образования. В структуре Всесоюзного заочного машиностроительного института (ВЗМИ) создан Орловский УКП. 30 ноября 1960 г. на его базе создан Общетехнический факультет ВЗМИ. 29 июня1962 г. в ОТФ ВЗМИ введена дневная форма обучения, а 6 июня 1966 г. он преобразован в Орловский филиал ВЗМИ.

6 ноября 1981 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР ОГПИ награжден орденом «Знак Почета».

21 апреля 1988 г. ОФ ВЗМИ преобразован в Орловский филиал Московского института приборостроения (ОФ МИП), 17 мая 1993 г. в Орловский государственный политехнический институт, а 14 марта 1995 г. - Орловский государственный политехнический институт переименован в Орловский государственный технический университет.

В 1994 г. - ОГПИ получил статус педагогического университета (Орловский государственный педагогический университет - ОГПУ), и в 1996 г. преобразован в классический университет. 6 июня того же года - на базе ОрелГТУ создается учебно-научно-производственный комплекс (УНПК).

В 2002 г. Премия Правительства Российской Федерации в области образования за научно-практическую разработку для учебных заведений высшего профессионального образования «Повышение качества инженерно-технологического образования на основе преемственности и межвузовской интеграции научных школ технологов-машиностроителей» вручена группе сотрудников ОрелГТУ. В 2003 г. творческий коллектив Университета удостоен Премии Президента Российской Федерации в области образования за научно-практическую разработку для системы профессионального образования и научно-инновационной инфраструктуры регионов «Университетский учебно-научный производственный комплекс как основа развития образования, экономики и социальной сферы региона».

25 ноября 2010 г. ОрёлГТУ переименован в Государственный университет — учебно-научно-производственный комплекс, а в 2015 г. в Приокский государственный университет.

В том же году принимается решение Правительства РФ о создании в Орловской области Опорного университета, во исполнение которого в 2016 г. (1 апреля) произошло создание на базе Университетов Опорного вуза «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» ….

ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ …

    Оренбургский Государственный Университет - Оренбург, просп. Победы, 13. Психология, профессиональное обучение. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 473) См. также Университеты Ч484(2)711.9 Оренбург …

    - (ОГПУ) Год основания 1919 Ректор Алешина Светлана Александровна, кандидат педагогических наук … Википедия

    - (Оренбургский ГАУ) … Википедия

    Оренбургский государственный педагогический университет (ОГПУ) Год основания 1919 Ректор Болодурин Виктор Сергеевич, доктор педагогических наук, профессор Расположение Оренбург … Википедия

    - (ОГИМ) Международное название Orenburg Stat … Википедия

    Год основания 1997 Расположение Оренбург … Википедия

    Оренбургский Государственный Аграрный Университет - Оренбург, ул. Челюскинцев, 18. Социальная работа. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 473) См. также Университеты Ч489.514(2)7 … Педагогический терминологический словарь

    Оренбургский Государственный Педагогический Университет - Оренбург, ул. Советская, 19. Психология, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, социальная педагогика. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 470) См.… … Педагогический терминологический словарь

    Оренбургский Государственный аграрный университет - (до 1994 Оренб. гос. с/х ин т) Осн. 18 мая 1930 на базе ветеринарного ф та Самарского с/х ин та. Первоначально носил назв. Оренб. ин т крупного мясного скотоводства и ветеринарии. С 1934 Оренб. агро зооветеринарный ин т. В 1994 стал называться …

    Оренбургский Государственный педагогический университет - осн. в 1919 как ин т нар. образования. Первый дир. проф. В.Я. Струминский. В конце 20 х переведен в Уральск. В 1930 на базе оставшихся в Оренб. двухгодичных курсов сформирован Оренб. татаро башк. агро педагогический ин т во главе с… … Уральская историческая энциклопедия

Книги

  • Методы спектрального анализа в задаче обнаружения аномалий информационных процессов телекоммуникационных сетей , Коллектив авторов. В монографии изложены результаты научных исследований коллектива кафедры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем ФГБОУ ВПО«Оренбургский государственный…

Это динамично развивающееся многопрофильное высшее учебное заведение, существующее более полувека и подготавливающее высококвалифицированных специалистов для региона и других субъектов нашей страны. Многие абитуриенты выбирают именно этот вуз. По имеющимся статистическим данным более 45% студентов области учатся в ОГУ.

История вуза

ОГУ открылся в 1955 году. Однако вначале учебное заведение не имело статуса университета. Оно представляло собой всего лишь вечернее отделение Куйбышевского индустриального института, функционирующее в Чкалове (прошлое название Оренбурга). Первые изменения в истории учебного заведения произошли в 1961 году - было принято решение реорганизовать вечернее отделение в филиал.

Самостоятельность вуз обрел немного позже - в 1971 году. Он стал Оренбургским политехническим институтом. В 1996 году у учебного заведения увеличился перечень предлагаемых специальностей. Институт начал выпускать не только инженеров и обрел статус классического, его переименовали в Оренбургский государственный университет. Под таким названием вуз продолжает функционировать в настоящее время.

Здания учебного заведения

Каждому абитуриенту хочется попасть в такой вуз, в котором учиться не только интересно, но и комфортно. ОГУ как раз отвечает этому требованию. В распоряжении студентов 21 учебный корпус. Все здания обустроены в соответствии с современными требованиями. В учебных корпусах оборудованы лекционные аудитории, компьютерные классы, установлено 190 мультимедийных проекторов. Ежегодно приобретается учебно-лабораторное оборудование.

Учебные корпуса располагаются в разных частях города. Абитуриентам местонахождение всех зданий знать не требуется, ведь только в одном из них работает приемная комиссия Оренбургского государственного университета. Адрес этого корпуса: пр. Победы, 13. Именно здесь ежегодно ведется прием документов.

Престижные и популярные факультеты

Одним из ведущих подразделений ОГУ является архитектурно-строительный факультет. На нем предлагаются такие направления, как «Архитектура», «Дизайн», «Дизайн архитектурной среды», «Градостроительство», «Строительство», «Землеустройство и кадастры». Факультет славится высоким качеством образования, подтверждением которого служат сведения о выпускниках. Среди людей, получивших здесь знания и диплом, есть руководители строительных, дорожных, проектных организаций, успешные дизайнеры.

Престижное и популярное, но при этом молодое структурное подразделение университета - факультет экономики и управления. Свою образовательную деятельность он начал в 2004 году. Факультет предлагает разнообразные направления подготовки бакалавров: «Прикладную математику», «Прикладную информатику», «Экономику», «Менеджмент», «Товароведение», «Торговое дело», «Бизнес-информатику». В структурном подразделении жизнь студентов не ограничивается занятиями. Обучающиеся регулярно участвуют в форумах, семинарах, телевизионных передачах, посвященных актуальным экономическим проблемам.

Другие факультеты Оренбургского государственного университета

Структура вуза включает в себя не только рассмотренные подразделения. В ней еще значатся следующие факультеты:

  • геолого-географический (образовательные программы бакалавриата - «География», «Экология и природопользование», «Техносферная безопасность», программа специалитета - «Прикладная геология»);
  • транспортный (примеры направлений - «Метрология и стандартизация», «Управление качеством», «Эксплуатация транспортно-технологических комплексов и машин»);
  • юридический (обучение ведется на бакалавриате по «Юриспруденции» и на специалитете по «Правоохранительной деятельности»).

Также в стены вуза абитуриентов приглашают факультеты математики и информационных технологий, социальных и гуманитарных наук, прикладной биотехнологии и инженерии, филологии и журналистики, а также физический, финансово-экономический, химико-биологический и электроэнергетический факультеты.

Подразделение, предлагающее дистанционное обучение

Особое место в организационной структуре ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» занимает факультет дистанционных образовательных технологий. Период его существования не слишком длительный, но за это время он смог завоевать многочисленные положительные отзывы.

Факультет дистанционных образовательных технологий в первую очередь интересен тем, что он предлагает гибкий график обучения. Каждый студент самостоятельно составляет план изучения дисциплин, выполняет все необходимые задания в наиболее удобное время, используя интернет. Еще одно важное достоинство факультета - приемлемая стоимость обучения.

Институты в структуре учебного заведения

В Оренбургском государственном университете помимо факультетов функционируют институты. Их всего 2 - аэрокосмический институт и институт менеджмента. Первый из них официально работает с 1998 года, но на самом деле он зародился намного раньше. Произошло это в 1961 году, когда был организован механический факультет вечернего обучения. Структурное подразделение начинало свою деятельность с обучения на специальности «Технология машиностроения, резания, станков и инструментов». Сегодня перечень направлений подготовки включает в себя:

  • «Машиностроение».
  • «Автоматизацию производств и технологических процессов».
  • «Инноватику».
  • «Авиастроение».
  • «Космонавтику и ракетные комплексы».
  • «Робототехнику и мехатронику» и др.

Институт менеджмента - самое молодое структурное подразделение в Оренбургском государственном университете, организованное 1 февраля 2016 года. При создании института был сформирован высококвалифицированный преподавательский состав из 8 докторов и 43 кандидатов наук. Также были разработаны учебные планы по таким направлениям подготовки, как «Менеджмент», «Управление персоналом», «Таможенное дело», «Муниципальное и государственное управление», «Сервис», «Туризм».

Филиалы университета

Образовательная деятельность ОГУ осуществляется не только в головной вуз. Параллельно она ведется в трех городах, в которых располагаются филиалы Оренбургского государственного университета:

  1. В Орске. Здесь учатся свыше 3 тысяч студентов, которых готовят для работы на предприятиях машиностроения и металлургии, в системе общего и профессионального образования.
  2. В Бузулуке. Филиал представляет собой небольшое учебное заведение города. Численность студентов составляет около 2 тысяч человек. Предлагаемые здесь направления связаны с биологическими науками, техникой и технологией строительства и наземного транспорта, экономикой и управлением, юриспруденцией, образованием и педагогическими науками.
  3. В Кумертау. В филиале учатся около 2 тысяч студентов. Предлагаемых направлений здесь не так много. Обучение на них позволяет в будущем выпускникам работать в жилищно-коммунальном хозяйстве, на предприятиях строительства, транспорта, энергоснабжения.

В заключение стоит отметить, что Оренбургский государственный университет в Оренбурге изначально был политехническим институтом. Однако на этом статусе вуз решил не останавливаться, ведь сотрудники понимали, что региону нужны не только инженеры. Из политехнического института учебное заведение преобразовалось в многопрофильный университет. Перечень направлений подготовки расширился, но о своем прошлом профиле вуз решил не забывать. Именно по этой причине сегодня ОГУ продолжает наращивать инженерно-технические специальности.

"Куда жизнь завела гуманитария" :)

Школа

Комсомолка, спортсменка... Учеба в школе № 32 города Орла пришлась на «удивительные» 90-е годы. В это время постоянно что-то реформировали, классы соединяли-разъединяли, уже пытались вводить новые программы. Школа стала лицеем с профильными классами. В итоге, учась в одной и той же школе, побывала в трех разных коллективах. Класса до 7-го я была типичной умницей, так меня воспитали родители. Чтобы быть счастливой, пришлось потом долго избавляться от необходимости всегда быть первой и лучшей… С 8-го класса училась в классе с гуманитарным уклоном: сплошная литература и история. Мне эти предметы давались легко, учиться было несложно, но позже, столкнувшись с реальными запросами на рынке труда, поняла – математику надо было зубрить!

Последний звонок?

В то время вопрос: получать или не получать высшее образование - даже не стоял. Конечно, получать! Это считалось нормальным продолжением жизни после школы, а по сути – продолжением детства. Сейчас, по-моему, все не так: молодежь спешит начать зарабатывать, в том числе и на свое образование. Мне это кажется более разумным, с высоты моих 30 лет. Но могу признаться, что в 17 лет я не знала о реальной жизни НИЧЕГО. Время было непростое, 1998 год, потом еще и кризис грянул и о том, чтобы самой зарабатывать на жизнь, и речи не шло. Что касается выбора вуза, то здесь самым красноречивым аргументом был мой аттестат, в котором соседствовали пятерки по гуманитарным предметам и четверки по остальным. Надо сказать, что по некоторым предметам (по химии, физике) четверки были поставлены исключительно из уважения к моим победам на олимпиадах по русскому, английскому и литературе, да к сочинениям, которыми зачитывались в учительской. Единственным серьезным гуманитарным вузом моего города был Орловский Государственный Университет (бывший педагогический институт). Вот туда-то я и попала.

Поступление в ОГУ. Возьмите меня, я хорошая!

Поступала я, как и многие тогда, на бесплатное отделение, но за деньги родителей, на тот факультет, на который, собственно, этих денег хватило. Объясняю: около полугода до поступления родители организовали для меня занятия с репетитором с исторического факультета. Оплата этих занятий и стала для меня пропуском в мир больших знаний. Но язык не поворачивается назвать это взяткой, так как мне были даны очень хорошие знания высокого уровня, которые очень пригодились в дальнейшем обучении, да и на экзамене я выглядела вполне достойно. Было три вступительных экзамена: история, русский и сочинение. Конечно, я волновалась, не хотелось упасть лицом в грязь. Уроки и протекция репетитора, врожденная грамотность и начитанность помогли мне получить по всем высший балл, даже по сочинению. Проходной балл был высок – 14. Конечно, с моими пятнадцатью баллами я была принята.

Учеба в ОГУ. Универ – это другая жизнь!

После тесных школьных стен университет показался огромным миром. Все казалось необычным: просторные аудитории, интересные лекции, важные преподаватели. Здесь никто не контролировал и не убеждал учиться, не сдал – вылетел из вуза. Это сразу стимулировало на нормальное отношение к учебе. Все первокурсники были в одинаковой ситуации, поэтому контакты установились легко и надолго. Было всякое: и с пар сбегали, и «халяву» в зачетку ловили, и чудили по-всякому... Например, перед Новым годом сдавали зачет по педагогике у вредного молодого преподавателя. Выяснилось, что никто не подготовился, даже завзятые зубрилки. Мы вызвонили знакомых Деда Мороза со Снегурочкой, сложили зачетные книжки в дедов мешок и с песнями и плясками пошли в деканат… Разыграли целый спектакль, преподаватели чуть животы не надорвали, и зачет получили все…

Преподаватели исторического факультета – в основном, «зубры» своего дела, увлеченные специалисты, сплошь профессора и их ученики, что не могло не вызывать трепета у студентов. Разгильдяйства и неуважительного отношения к предмету не терпели. В остальном это были вполне приятные люди, с которыми всегда можно было договориться. Денежные поборы на факультете распространены не были вообще.

За время учебы платила за экзамены всего два раза, и оба – не очень адекватным преподавателям с других факультетов. Экзамены, в том числе выпускные, обычно проходили в спокойной дружественной обстановке.

На фото - здание юридического факультета ОГУ:

Мне учеба давалась легко, благодаря хорошей зрительной памяти и способности быстро запоминать огромные объемы информации. Например, пухлые затертые фолианты по истории стран Азии и Африки могла освоить за пару ночей перед экзаменом. Никогда не зубрила до изнеможения. К третьему курсу поняла, что нужно «напрягаться» ближе к сессии, и к экзаменам всегда готовилась серьезно. Хотя, конечно, все зависело от конкретного предмета и преподавателя. Всегда лучше знать меньше, но понимать, что говоришь, чем зубрить дословно бессмысленный текст.

Мимоходом получила еще одно высшее образование – государственный служащий в Орловской Региональной Академии государственной службы (ОРАГС). Зачем – до сих пор не понимаю, ведь никаких особых знаний этот по меркам нашего города недешевый вуз мне не дал (2001-2003 годы, 25 тысяч рублей за три года). Подозреваю, что истфака моим натренированным мозгам стало уже мало, вот и ринулась на покорение новых вершин. И снова диплом с отличием, хотя специально не стремилась к нему. Просто привыкла все делать достойно, чтобы потом не краснеть.

Это было очень легкое, веселое, «золотое» время! Я была цыпленком, который продолжал сидеть в теплом гнездышке. Никаких забот и проблем, от меня требовалось только учиться. Краем уха слышала истории однокурсников, особенно приезжих, о том, как они успевают учиться и работать и как решают насущные проблемы жилья, питания… Но у меня тогда не было никаких бытовых забот, я блаженно «болталась» на шее у родителей.

Не только учеба…

Незаметно сложился костяк курса, мы всегда держались вместе и решали все проблемы по учебе и не только. Время вне занятий мы проводили замечательно: были походы и шашлыки, гулянья по городу и посиделки в кафе. Благодаря профсоюзным путевкам, съездили на отдых в Севастополь и Питер.

Любовь на факультете, конечно, крутилась, и внутри, и между курсами. Итогом стали целых четыре свадьбы наших однокурсников, жаль, что две семьи уже распались. Была даже одна свадьба нашей студентки с молодым симпатичным преподавателем. Сейчас у них двое детей. Своей личной жизнью я, пожалуй, никого не удивлю, так как еще со школы встречалась с молодым человеком, который по окончании вуза стал моим мужем. А сейчас – еще и отцом двух наших сыновей. Мои отношения с противоположным полом в вузе были замечательными, но чисто дружескими.

Годы учебы прошли не зря – это однозначно!

Именно в вузе школьница-отличница превратилась в нормального человека, завела хороших друзей, приобрела жизненный опыт…


Исторический факультет дал мне энциклопедические знания по гуманитарным дисциплинам, интерес к истории и современности и понимание общественных процессов, которые сейчас происходят в мире. Истфак научил связно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в споре, правильно искать и обрабатывать информацию и планировать свое время и силы. Это очень пригодилось мне в дальнейшей жизни и работе. Но что касается конкретно специальности «преподаватель истории», то она мне не пригодилась. Работать в вузе я не стала, и не только из-за маленьких зарплат, но и из-за неразберихи в сфере образования. Это был мой осознанный выбор, хотя многие с моего курса пошли в аспирантуру, а сейчас – в докторантуру. Для меня же высшее образование стало отправной точкой для дальнейшего самосовершенствования.

Куда дальше?

Скоро выяснилось, что пойти неопытному специалисту с красным дипломом историка некуда, кроме сетевого маркетинга. Через два месяца после окончания вуза нашла себе подработку – у индивидуального предпринимателя, принимала заказы по телефону, формировала заявки поставщику. Деньги были небольшие, но сидеть без дела мне было стыдно, да и опыт общения с реальными клиентами пригодился впоследствии.

Через полгода устроилась в торговую фирму офис-менеджером. Работа, прямо скажем, стрессовая, но меня она научила правильно разговаривать с людьми, никогда не терять самообладания, четко рассчитывать свое время и усилия. Через два года освободилась вакансия заместителя директора по логистике и бизнес-планированию, и генеральный директор взял меня на это место. Мне, как истинному гуманитарию, работа с цифрами и программами сначала показалась адом. Чувствовала себя, мягко говоря, сопливым ребенком, у которого любой может отобрать леденец. Но не оправдать доверия руководителя и, тем более, отказаться от внушительного оклада (30 тысяч для нашего города – неплохо даже для мужчины) я не могла. Пришлось учиться заново, благо отличница во мне до конца еще не умерла. Брала работу на дом, работала по выходным больше года, пока, наконец, идеально не наладила свою работу и не почувствовала уверенность в своих силах. Теперь я – историк-логист-экономист в одном лице. Но мое гуманитарное образование дает о себе знать. Помимо своей основной работы я организую корпоративы своей фирмы, провожу тренинги и аттестации персонала, выездные семинары и выставки для своего предприятия… В глубине души чувствую, что из меня получился бы талантливый педагог. Может, зря я пошла в «продажный» бизнес? Впрочем, не все потеряно, у отличницы впереди еще целая жизнь…

Вывод

Какой вывод из моей вполне благополучной истории? Можно ждать «халявы» или надеяться на связи и взятки, но за тебя учиться и строить жизнь никто не будет. Высшее образование даст многое только тем, кто готов это многое взять. За бумажкой идти в вуз не стоит. Драгоценное время в вузе нужно использовать с умом, не пренебрегая учебой, найдя верных товарищей и, главное, определившись за эти пять-шесть лет, кто ты и чего ты хочешь.

Спонсор данного материала: сайт "videoohrana.ru", на котором, помимо всего, можно приобрести огнетушитель порошковый . Доставка в Волгоград и другие регионы возможна только из Москвы. Благодаря спонсору автор этой истории получил вознаграждение.