Сословный строй Российской империи строго изолировал крестьянство от дворянства и населения городов. Этот фактор в сочетании с экономической отсталостью деревни предопределил консервативность русского народного костюма и его архаичность по сравнению с народным костюмом стран Западной Европы, более тесно связанным с аристократической и городской модой. Замедление в развитии не препятствовало художественному расцвету русского народного костюма, доступными ему материалами продолжавшего наследие древнерусского узорочья и пышности форм, тем более что запрет на традиционную русскую одежду, введенный указами Петра I, не касался крестьянства и простого люда городов. Сословный антагонизм российского общества вызывал не только противостояние иностранной «барской моде», но и подспудное соперничество с ней, оборачивавшееся ее косвенным влиянием. Закономерно, что XVIII—XIX века стали ярким, но и завершающим этапом в истории русского народного костюма.

В силу климатических и культурных различий регионов России национальный костюм у русских не сложился в единых формах. Выделяются архаичный южнорусский понёвный комплекс (с юбкой из трех полотнищ — понёвой), более поздний севернорусский комплекс с сарафаном и среднерусский смешанный комплекс, а также сформировавшийся под влиянием городской моды в конце XIX века комплекс «парочка» (с юбкой и кофтой) и ансамбль из цельного платья. Пояса были необходимым элементом мужского и женского костюмов во всех вышеперечисленных комплексах.

Изготовлением поясов из шерстяных, льняных, конопляных нитей и лыка занимались преимущественно сами крестьяне. В XIX веке зажиточные крестьяне имели покупные пояса городских промыслов или фабричного производства. По праздникам они щеголяли в поясах из шелка, с бисером и блестками. В крестьянских семьях нарядные пояса переходили по наследству и бережно сохранялись. Так как пояс в народном костюме выполнял функцию оберега, то при его изготовлении мастерицы шептали специальные заговоры, передававшиеся изустно на протяжении веков. В монастырских мастерских тканьё поясов сопровождалось молитвами.

Древнейшим способом изготовления поясов является плетение на дощечках («кружках»). Ширина пояса определялась количеством деревянных дощечек с отверстиями по углам, через которые продевались шерстяные нити основы. В зев, образованный нитями основы, продевалась нить утка, затем все дощечки поворачивались на 90 градусов, и процесс повторялся.

Похожий способ изготовления поясов связан с применением бердышка, который представлял собой дощечку с чередующимися маленькими круглыми и длинными продольными отверстиями, в которые продевались нити основы. Один конец пучка нитей привязывался к крюку, а второй закреплялся на поясе мастерицы. Когда бердышко приподнимали, то одна группа нитей оставалась на месте, а вторая уходила наверх, и в образовавшийся зев пробрасывалась нить утка. Затем бердышко опускали и действия возобновлялись.

Для производства более широких поясов использовались специальные станочки. Натягивавшаяся на них основа из льняных нитей в сочетании с шерстяной уточной нитью позволяла создавать пояса с плотной фактурой.

Вязаные пояса выполнялись на спицах. Плетеные пояса изготавливались на пальцах или с помощью нехитрых приспособлений в виде рогатины, которую вставляли в бутылку.

Традиционным цветом для поясов был красный, символизировавший жизненную силу и долголетие. По мере совершенствования способов изготовления тканых полос получают распространение узорные пояса. Их орнамент был преимущественно геометрическим, а его символика восходила к языческим временам. Ромбы означали плодородие и сексуальную силу. Женские фигурки с опущенными вниз полусогнутыми руками олицетворяли языческую богиню Мокошь — покровительницу урожаев и домашнего хозяйства. Простые и сложные свастики символизировали созидательное движение Солнца. К концу XIX века оберегающая магия древних орнаментов на поясах уступает место чисто декоративным элементам.

Концы поясов украшают кисточками и помпонами - «китицами», «кутасами» из разноцветной гарусной шерсти, бисером, стеклярусом, серебряной или золотой нитью.

В южновеликорусском комплексе к поясу прикреплялись махры (или банты, или назадни, или подмахорники). Они были парные или одиночные. Их изготавливали из ткани и лент и украшали вышивкой, блестками, иногда пуговицами. Махры носили у пояса сзади или по бокам.

Получают распространение пояса и опояски «со словесами», то есть со словами молитвы или пословицы, вытканной вдоль полосы пояса, а также со словами посвящения на дарственных поясах. Иногда указывалось имя владельца пояса или опояска и даже имя мастерицы. Пояса с молитвами ткались преимущественно в монастырях. Малограмотные, а чаще всего вовсе неграмотные крестьянки делали много трогательных ошибок в надписях. Случалось, что они просто набирали буквы безо всякого смысла и даже переворачивали их.

Разнообразие видов крестьянских поясов и их терминологии является ярким свидетельством народной памяти и культурных контактов с соседними этносами.

Надживотник или наживотник - узкий пояс для исподней рубахи.

Кушак - широкий пояс для подпоясывания верхней одежды, изготавливался из ткани или из шерстяной или полушерстяной пряжи, его длина доходила до трех метров. Кушаки изготавливались на кроснах или с помощью бердышка; поверхность могла быть как гладкой, так и с рельефным узором. Кушаком обертывались два раза, начиная спереди. Женщины завязывали кушак только по левой стороне, а мужчины — на любой стороне. Часто кушак не завязывали, а подтыкали под него концы.

Покромка или покрома, покромь - плетеный, тканый или валяный узкий пояс длиною до трех метров из шерстяных нитей для подпоясывания сарафана и юбки. Пояс или сразу завязывался спереди, или вначале оборачивался вокруг талии, начиная с живота, два раза.

Пояс или опояска, подпояска, подпоясок, опоясь, опоясина, опоясовина, опоясник, опоясок — широкая тканая тесьма, иногда с бахромой по концам, для опоясывания верхней одежды. Ширина поясов колебалась от 5 до 20 см, а длина — от 1 до 3 метров, причем женские пояса были обычно длиннее мужских (до 5 м) и нередко обертывались вокруг фигуры несколько раз.

Поясок - шнур или тесьма разного вида, иногда с кисточками, для повязки по мужской рубахе или женскому сарафану.

Столбунец - широкий тканый пояс с поперечными полосками.

Ремень - кожаный пояс, в народном костюме почти не использовался.

Тельник (или сетка) - крестильный пояс 1-3 см шириною, носимый на голом теле.

Черес или чересел, чресленик, чресельник (от слова «чересла», то есть «поясница») - то же, что и пояс, а также долгий кошель кишкой, в котором носят деньги, опоясываясь под одеждой.

В разных областях России для обозначения поясов использовались и такие термины, как гулунец, именной, крайка, окрайка, плетешок, подживотник, словесный, столбовой, суконник.

Традиционная культура препоясывания представлена в народных загадках.

Днем, как обруч, ночью, как уж; кто отгадает, будет мой муж? (пояс).

Тысяча братьев одним поясом подпоясаны, на мать поставлены? (сноп на земле).

По поясу пояски, по пояскам поясочки? (полоски).

Формы поясов менялись от губернии к губернии, но способов опоясывания в мужском и женском костюмах, как и в древности, было всего два:

пояс туго охватывал талию, и концы его прятались за пояс, так что он становился незаметным — характерно для поселений русских в Забайкалье;
пояс выставлялся напоказ и потому концы пояса, свисавшие вниз, обильно украшались — показательно для ряда губерний Европейской России.

И мужчины и женщины затягивали пояса слабо. В праздничных комплексах поверх широкого тканого пояса иногда повязывали узенькую плетеную пояску.

В женских костюмных комплексах существовали возрастные варианты, в которых поясами подпоясывались:

повседневная и праздничная рубаха девичья, а также обрядовая рубаха-покосная (или покосница), надеваемая в праздник уборки сена;
сарафан;
юбка замужней женщины - понёва;
верхняя одежда.

Иногда к наряду готовился не один, а несколько поясов, из них — два шелковых, покупных, как правило, разных цветов и оттенков, и несколько широких и узких домашнего изготовления в разноцветную полоску. Пояса всех типов оборачивались на талии два-три раза, что скрадывало стройность стана и подчеркивало традиционный идеал дородности.

Девочки, не достигшие совершеннолетия, носили рубахи, подвязанные тонкими поясками.

Сарафан, появившийся в XVII веке среди знати, в послепетровское время широко распространяется в крестьянском и мещанском быту. Взрослые женщины обязательно подпоясывали его выше талии или по талии. Цвет пояса подбирали к цвету сарафана: либо в тон, либо по контрасту.

К поясам крепились различные предметы обихода: гребни, ключи, огниво и прочее. В поздних костюмных комплексах из городской моды заимствуются подвешиваемые к поясам тканые карманы (гаманы), которые использовались как кошелек для денег или для хранения лакомств, в связи с чем их называли «лакомник» или «лакомка». В Поволжье было принято, чтобы девушка к свадьбе готовила несколько вышитых карманов для одаривания ими родственников жениха.

На рубеже XIX—XX веков под влиянием города происходит размывание традиций народного костюма. У крестьянок появляются приталенные платья и пояса с металлическими пряжками, которые носят с традиционными головными уборами.

Мужской костюм по всей России был менее разнообразен, чем женский. Он состоял из рубахи, портов, лыковых лаптей или кожаных сапог. Молодые мужчины обычно опоясывались по талии, а пожилые, чтобы подчеркнуть дородность и солидность, — под животом. При этом рубаха поддергивалась вверх над поясом до образования складки-пазухи).

Пояса у парней обычно были длиннее и шире, чем у женатых мужчин.

До того как в моду вошли карманы, к поясу привешивались гребешок и кисет, а также мешочек для денег.

Кожаные ремни носили охотники.

Революции начала ХХ столетия, модернизация жизни и связанная с ней эмансипация женщины — все это довершило начинания Петра I по вестернизации русского народного костюма (см. Пояса Российской империи XIX века). Специфика последнего состояла в его открытости как восточным, так и западным влияниям, а также в способности интерпретировать эти влияния на собственный лад.

Доктор искусствоведения, профессор РГГУ В.Г. Белозёрова

ТРАДИЦИИ ПОЯСНОГО ТКАЧЕСТВА

Пояс сопровождал человека всю жизнь. Свой первый пояс младенец получал при крещении, а иногда и раньше. Такие пояса носили на голом теле под одеждой, иногда не снимая даже в бане. Как и крест, пояс считался знаком принадлежности к социуму и оберегал от зла.

в традиционном сознании факт снятия пояса понимается как выход человека за рамки человеческого. И действительно, в тех случаях, когда требовался контакт с иным миром, например, во время гаданий или колдовских обрядов, пояс всегда снимался.

Ткачество - это древний вид рукоделия, который на сегодняшний день достаточно редок, но от этого он не потерял своего обаяния и интереса. Тканные пояса - это не просто красивый аксессуар одежды. Тканный вручную пояс может нести в себе сильнейшую энергетику. Пояса, ткали с определенными рисунками, направленными на сохранение здоровья, оберегание от болезней. Женщины ткали пояса для своих мужчин, что бы им сопутствовала удача, что бы они были неуязвимы. Определенные рисунки ткались для того, что бы рождались мальчики. Были рисунки, направленные на призыв благосостояния в дом и мнгое другое. Энергетика рукоделия это очень интересная сила, которую люди использовали в жизни. И сейчас не стоит игнорировать опыт наших предков.

Основная функция пояса - включение человека в пространство культуры и выделение его социального статуса, обозначение границ человека внутри социума. Пояс выполняет одновременно три функции - эстетическую, утилитарную и ритуальную. Подпоясанная одежда, плотнее прилегая к фигуре, лучше согревает, обеспечивает свободу движения во время работы. К поясу крепились предметы обихода - сумочки, гребни, ключи, орудия труда и оружие. Необходимым компонентом в конструкции пояса являются кисти, символизирующие корни родового древа, связи с плодородной функцией земли.

Ритуальные функции пояса, реализующиеся в жизненном пространстве человека, отражают его двойную сущность, связанную с существованием двух планов развития -- биологического и социального.

Особую категорию составляли свадебные пояса, которые, согласно архаичной традиции, должны были быть красного цвета. Но с развитием технологии ткачества они постепенно заменялись орнаментированными и были обязательны для жениха и невесты.

Пояс - общеславянский термин. Имеются и другие названия: опояска, кушак, сетка, покромка, ремень.

Ширина поясов различная. Исследователи выделяют два типа поясов:

1) узкий в виде шнура или тесьмы (витой, плетёный, дёрганый или тканый);

2) широкий кушак, который обычно носили по верхней одежде. У русских кушаками подпоясывали полушубки и другую верхнюю одежду.

Узкие пояса изготавливали шириной чаще 1-3 см и реже 4-10 см. Длина такого пояса могла составлять 2,5-6 м.

Основных способов ношения поясов два: высоко под грудью и низко под животом. Пояс, обёрнутый вокруг фигуры, чаще всего завязывали сбоку, иногда спереди или сзади. Женские пояса, которые были обычно длиннее мужских, нередко оборачивали несколько раз вокруг фигуры.

С точки зрения технологии изготовления пояса были кожаные и нитяные. Кожаный пояс являлся, как правило, принадлежностью мужского костюма, его надевали на рубаху и на верхнюю одежду. Среди нитяных поясов можно выделить 4 основных вида:

1) плетёные (кручёные, полутканые);

2) тканые;

3) вязаные;

4) вышитые. Более распространёнными у мужчин и женщин были плетёные и тканые пояса.

Плетёные пояса - такие, в которых чётко не прослеживается продольная нить и уток. К ним относятся следующие техники:

На видке (рогатине) - своеобразное плетение нитей в виде сложной косички.

Такие пояса считались только женскими.

На спице (другое название - в бутылку). Нанизывание узлов цветными нитями на нить основы. Такие пояса носили только мужчины.

В тканых поясах обязательно присутствуют утучная и продольные нити. Для них характерен прямолинейно-геометрический орнамент. Встречаются мотивы ромба, усложнённый гребенчатый орнамент, рисунок из двух перекрещивающихся линий, косых крестов, в том числе различных свастик, иногда розеток. Сюда отнесём пояса, тканые:

На бердечке (специальная деревянная пластина с прорезями и отверстиями);

основной репс – узор заложен в основе

уточный репс – узор заложен уточной нитью

На дощечках, кружках (квадратные пластинки с четырьмя отверстиями по углам);

3 вида заправки –рядно –елочка –смешенная

На сволочкё (ниту);

На ткацком станке;

Выполненные закладной техникой (разноцветный уток, пропущенный не полностью, а через часть основы и с нитью, отправленной обратно).

Вязаные пояса выполнялись на спицах и крючке. Такая техника считается более поздней.

Вышивали пояса:

- «отстрочкой» на швейной машине;

Вручную по однотонной ткани «набором» - цветными нитями, разбивая рисунок на отдельные цветные части по всей длине, при этом счёт вёлся не по длине пояса, а по ширине его.

Пояса отличались:

Повседневные (из простых материалов, скромные)

Праздничные (из дорогих материалов, украшенные)

Тканый пояс как аксессуар начинает снова заявлять о себе и в современном мире.

Дорогие друзья! Предлагаем вашему вниманию изделия, тканые на бердо и дощечках - пояса и очелья в древнерусской старославянской традиции с обереговой символикой. На Руси издревле пояса были неотъемлемой частью и повседневной, и праздничной одежды. У каждой хозяйки был целый набор поясов различного назначения: праздничных, будничных, для подпоясывания верхней одежды (кушаки), нижней и так дальше. Концы поясов украшали пышными разноцветными кистями, которые иногда составляли несколько ярусов. Женские пояса отличались от мужских длиной: мужские - однорядные, женские - двухрядовые (обвивали талию два раза).

Завязывался пояс узлом спереди или с боку, чтобы концы свешивались на 20-40 см и более. Способ навязывания поясов, обозначал их длину которая варьируется от 1,5 до 4 метров, отдельные пояса достигают 5-6 м. Ширина поясов тоже различна, обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (2,5 см) или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (3-5 см), а ритуальную рубаху широким поясом в 6-9 см.
Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить.

Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. По сей день негативное значение имеют слова «распоясаться, поясничать» - утратить приличие поведения; "распоясанный" - безпутный, способный на любой негативный поступок человек. Буквальное значение этого слова - человек без пояса, то есть без роду-племени, за соблюдение принятых социальных норм никто не несет ответсвенности и неизвестно, чего от него можно ждать.

Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, повсеместно употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д. То есть пояс - это оберег от злых сил, демонов, колдунов .

Поэтому пояс снимали при добывании цветка папоротника в ночь празднования дня Бога Купала при поисках клада.

С помощью пояса устанавливается связь между своим и чужим пространством, старым и новым домом. Так у Белорусов при переходе в новый дом хозяин перетягивает все членов семьи за пояс. Когда девица была готова выйти замуж за молодца которого ей сватали, она дарила ему поясок.
Тайные свойства пояса, скрепляющего союз молодых использовался в свадебном обряде: поясом обвязывали жениха и невесту, тем самым соединяя их в одно целое. Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям. Входя после свадьбы в хату жениха невеста кидала поясок на печь(показывая домовому, что она новая хозяйка). До стола молодых вели на поясе. В первые дни после веселья молодая идя поводу, ложила поясок на сруб колодца. Подметая хату завязывая поясок на веник. Есть сведения, что иной раз невеста раздавала на свадьбе более ста поясков.

В славянской традиции пояс - это источник жизненной силы . Он обладает оздоровливающим и оплодотворяющим свойствами. В тамбовской губернии с целью расположить молодую к рождению детей к ней на колени сажали мальчика, она целовала его и дарила «девич пояс». Если поясом с изображением «зайчика» опоясать свою супругу во время беременности то она будет рожать только мальчиков, продолжателей рода. Широким мужским поясом спелиновывали младенца. Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний из вне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т.д. Поясвыступает почти всегда в роли оберега . Это подтверждается тем, что завязывается он на самой уязвимой части тела - животе (чакра "Живот" - Жизнь). Без пояса не ходили даже в избе, женщины не снимали его и на ночь.
Обереговые свойства пояса знахари и ведуны при необходимости могли усилить определеннымзаговором или зарядить по Рэйки .

Каждое изделие - это неповторимая атмосфера родовых воспоминаний времен Древней Руси, возрождение Духа, укрепление Духа и создание целостности Души посредством носимых обереговых изделий. Каждое детище неповторимо , оно выполнено руками и аккумулирует в себе множество сплетений божественных чувств и эмоций, ведь во время творчества Мастерицы входят в медитативное состояние и подключаются к Божественному источнику и черпают энергию и информацию из РОДовой памяти.

О том, как применять пояса, можно прочесть на страничке "Пояса в Древней Руси. Применение поясов ".

Какие нитки и для каких целей

Хлопковые нити лучше всего подходят для постоянной защиты от сглаза и порчи. Шерсть защищает тех людей, которых зло уже, увы, коснулось. Она закрывает пробои в вашей энергетике. Лён действует умиротворяюще и успокаивающе.

Стоимость поясов и очелий

Узоры - образцы можете выбрать как из предлагаемого ассортимента, так и предложить желаемый узор, где длина, цвет и материал (хлопок, лён, шерсть, полушерсть, акрил) оговариваются также индивидуально и варианты тут возможны различные. Выбирайте узор (или предлагайте свой), указывайте длину, желаемый цвет и материал, из которого желаете, чтобы вам соткали пояс или очелье. Также укажите дополнительно, нужно ли вам зарядить пояс-оберег (зарядка безплатна). Цены указаны на приводимую длину. Чем длиннее изделие, тем выше будет цена.

На этой странице все очелья (длина 100 см с учетом кистей) - 1000 р., пояса 200 см - 2800 р, пояса длиной 3 метра - 3300 р. Каждые дополнительные 10 см длины (по вашему желанию) - будут стоить 150 р.

Также принимаются заказы на пояса и очелья по вашим желаемым схемам, символам и узорам.

Узор №1

Очелье «Инглия»

Материал: хлопок, цвет синий с красным.

Пояс «Инглия»

Материал: хлопок, цвет белый с красным.

Символизирует Первичный Жизньродящий Божественный Огонь Творения, из которого появились все Вселенные и наша система Ярилы-Солнца. В обереговом обиходе, Инглия - символ Изначальной Божественной Чистоты, защищающей Мир от сил Мрака.

Руна Инглия - имела образное значение Первичного Огня Творения Мироздания, из этого Огня появилось множество разнообразных Вселенных и различные формы Жизни. Цвет «Инглии» также играет важное значение: Огненный (красный) символизирует Возрождение, Небесный - Обновление, чёрный - изменение.

Этот оберег подойдет для защиты от темных сил, очищения энергетики от всего наносного, ненужного . Также этот оберег хорош и для практикующих Рэйки , он символизирует и проводит через данный пояс Божественную энергию. Этот пояс стоит 3000 р.

Узор №2

Очелье «Цветок Папоротника»

Материал: хлопок, цвет красный с белым.

Длина с учетом кистей 100 см, ширина - 3 см.

Древнеславянское значение оберегового символа: возможность раскрыть Духовные Силы .

По легенде, этому славянскому оберегу по силам открывать скрытые под землей клады, исполнять заветные желания. Если вспомнить о празднике Иван Купала, а именно в этот славянский праздник ночью в лесу зацветает папоротник, который откроет великие сокровища отыскавшему его. Но у сокровища нет конкретного определения, поэтому часто из вида упускаются нематериальные сокровища. Для бесплодных людей зачатие малыша является не менее драгоценным сокровищем, нежели многомиллионная деловая сделка для бизнесмена. Цветение папоротника в реальности - явление почти невозможное, особенно с точки зрения биологии, но и слово «цветок» вовсе не отражает ажурные переплетения этого символа. Название этого оберега подчеркивает именно необычность, исключительность и верхнюю точку достижений желаемого. Истинным значением «Цветка папоротника» является получение богатств через духовное развитие. Второе название оберега, Перунов Цвет, также подтверждает его значение. Перун покровительствует активной создающей силе, а цветок символизирует степень мастерства.

«Цветок папоротника» подходит умеющему ценить любое достижение и не только материальные богатства. Также он подходит желающему заполучить своеобразную путеводную звезду, чтобы достичь поставленных целей, при этом не любыми методами, а только истинными.

Узор №3


Очелье «Дуния - Коловрат»

Материал: хлопок, цвет алый с белым. Длина с учетом кистей 100 см, ширина - 3 см.

Пояс «Дуния - Коловрат»

Материал: хлопок, цвет алый с белым. Длина с учетом кистей 200 см, ширина - 3 см.

Древнеславянское значение оберегового символа: ДУНИЯ - Символ соединения Земного и Небесного Живого Огня. Его предназначение: сохранять Пути Постоянного Единства Рода. Поэтому все Огненные Жертвенники для принесения Безкровных Треб во славу Богов и Предков, строились в виде данного символа.

КОЛОВPAT - Символ восходящего Ярилы-Солнца, символ вечной победы Света над тьмой и Вечной Жизни над смертью. Цвет Коловрата также играет важное значение: Огненный символизирует Возрождение, Небесный - обновление, черный - изменение.

Отсюда, КолДуния - умеющая совершать обряды, знахарство - (Коло, т.е. вокруг) Дунии. Колдун, Колдунья как и ВедьМа (Ведающая Мать) - не несут отрицательного смысла. Значения многих русских слов намеренно искажаются, с целью ослабить обереговую силу Рода.

Этот оберег хорошо подойдет для тех, кто желает иметь поддержку от Высших Сил на Духовном Пути и также это может быть как элемент обрядовой одежды (пояс или очелье) Жрицы, Жреца, Волхвов.

Узор №4

Пояс «Цветок папоротника (Перунов Цвет)» вариант оформления 1

Материал: хлопок, цвет красный с белым.

Длина с учетом кистей 200 см, ширина - 3 см.

Древнеславянское значение оберегового символа: Огненный символ чистоты Духа, обладает мощными целительными силами. В народе его называют Перунов Цвет. Считается, что он способен открывать скрытые в земле клады, исполнять желания. На самом деле он дает человеку возможность раскрыть Духовные Силы. Также см. Подробное описание «Перунова Цвета» выше.

Пояс «Цветок папоротника (Перунов Цвет)» вариант оформления 2

Материал: хлопок, цвет красный с белым.

Длина с учетом кистей 200 см, ширина - 3 см.

Древнеславянское значение оберегового символа: Огненный символ чистоты Духа, обладает мощными целительными силами. В народе его называют Перунов Цвет. Считается, что он способен открывать скрытые в земле клады, исполнять желания. На самом деле он дает человеку возможность раскрыть духовное зрение, Духовные Силы, скрытые доселе от самого человека .


Пояс "Перунов Цвет" вариант оформления 3

Материал: хлопок, цвет красный с золотистым.

Длина с учётом кистей - 200 см, ширина 2,5 см.


Пояс "Перунов цвет" вариант оформления 4

Материал: хлопок, лён, цвет красный с белым.

Длина с учётом кистей 200 см, ширина 3 см.

Узор №5

Очелье «Женское плодородие» вариант №1


Материал: лен, хлопок, цвет фиолетовый с бежевым.

Длина с учетом кистей 100 см, ширина - 3 см.

Пояс «Женское плодородие»

Материал: лен, хлопок, цвет фиолетовый с бежевым.

Длина с учетом кистей 200 см, ширина - 3см.

Древнеславянское значение оберегового символа: с древнейших времен символ женского начала выражал идею плодородия и жизни. В традиционной славянской вышивке сохранился ромбовидный символ, разделенный на четыре части с четырьмя точками, а также - ромбовидный символ без точек. Именно в него славяне вложили суть плодородия - этот знак, обозначает одновременно и засеянное поле, и женскую беременность. Вся жизнь наших далеких Предков была пронизана ощущением единства с Богами.

Пояс и очелье с этим узором хороши для женщин, желающих зачать добродетельное потомство . Дорогие женщины, желающие забеременеть, этот оберег-талисман для вас. Когда будете заказывать, оговаривайте, чтобы вам его зарядили.

Узор №6

Очелье «Женское плодородие» вариант №2


Материал:
лён, цвет фиолетовый с розовым.

Длина с учетом кистей 100 см, ширина - 3,5 см.

Пояс «Женское плодородие»

Материал: лён, цвет фиолетовый с розовым.

Длина с учетом кистей 200 см, ширина - 3,5 см.

Древнеславянское значение оберегового символа: с древнейших времен символ женского начала выражал идею плодородия и жизни. В традиционной славянской вышивке сохранился ромбовидный символ, разделенный на четыре части с четырьмя точками, а также - ромбовидный символ без точек. Именно в него славяне вложили суть плодородия - этот знак, обозначает одновременно и засеянное поле, и женскую беременность. Вся жизнь нашего далекого предка была пронизана ощущением единства с Богами.

Пояс и очелье с этим узором хороши для женщин, желающих зачать добродетельное потомство. Дорогие женщины, желающие забеременеть, этот оберег-талисман для вас. Когда будете заказывать, оговаривайте, чтобы вам его зарядили.

Узор №7

Очелье «Рысич»


Материал: лен, хлопок цвет алый (хлопок) с белым (лён). Длина с учетом кистей 100 см, ширина - 3 см.

Пояс «Рысич»

Материал: хлопок, лён, цвет алый (хлопок) с белым (лен). Длина с учетом кистей 200 см, ширина - 3см.

Древнеславянское значение оберегового символа: Древняя Обереговая Родовая символика. Данная символика изначально изображалась на стенах Капищ и Святилищ. Впоследствии Рысич стал изображаться на всех строениях, так как считается, что нет лучшего Оберега от Тёмных сил, чем Рысич. Этот оберег подходит для защиты своего жилища и самого себя . Алый цвет - символизирует жизненную энергию, жизненные Силы.

Узор "Рысич" вариант №2

Материал: лён, цвет фиолетовый с белым. Длина очелья - 100 см, пояса с учетом кистей - 200 см. Ширина 3 см.

Узор №8

Очелье «Агни (Огонь)»

Материал: хлопок, цвет белый с красным. Длина с учетом кистей 100 см, ширина - 3 см.

Пояс «Агни (Огонь)»

Материал: хлопок, цвет

Древнеславянское значение оберегового символа: Символ Священного Огня Жертвенника и Домашнего Очага. Обереговый Символ Вышних Светлых Богов, Охраняющий жилища и храмы, а также Древнюю Мудрость Богов.

Этот оберег является древним символом, состоящий из четырех элементов, стихий , времен года и сторон света и олицетворяет строение мира и круговорот энергии.

Оберег хорош для защиты от темных сил, сглазов, порчи самого себя и помещения, для раскрытия духовных способностей и Родовой памяти .

Узор №9

Пояс «Свадебный»

вариант 1 оформления кистей пояса


Материал: хлопок, цвет темно-фиолетовый с белым. Длина с учетом кистей 300 см (3 метра), ширина 4,5 см, завязывается в два оборота.

Древнеславянское значение оберегового символа: Мощнейший Семейный Оберег, символизирующий объединение двух Родов. Слияние Стихиальных Систем (тела, Души, Духа и Совести) в новую Единую Жизненную Систему, где Мужское (Огненное) начало соединяется с женским (Водным).

Оберег создан для защиты семьи, гармонизации отношений супруга и супруги. Можно этот пояс-оберег надевать на свадьбу для защиты и гармонизации Небесного Деяния Богов (СВА - Небеса, ДЬ - деяние, БА - Боги) как мужчине, так и женщине.

вариант 2 оформления кистей пояса


Узор №10

Пояс «Цветок Папоротника»

Материал: шерсть, цвет красный с белым. Длина с учетом кистей 200 см, ширина 4,5-5 см, завязывается в два оборота.

Древнеславянское значение оберегового символа: Огненный символ чистоты Духа, обладает мощными целительными силами. В народе его называют Перунов Цвет. Считается, что он способен открывать скрытые в земле клады, исполнять желания. На самом деле он дает человеку возможность раскрыть Духовные Силы.

Узор №11

Очелье «Коловрат»

Материал: лён, хлопок, цвет синий (лён) с белым (хлопок). Длина с учетом кистей 100 см, ширина - 3 см.

Пояс «Коловрат»

Материал: лён, цвет синий с белым. Длина с учетом кистей 200 см, ширина - 3 см.

Древнеславянское значение оберегового символа:

Символ восходящего Ярилы-Солнца, символ вечной победы Света над тьмой и Вечной Жизни над смертью. Цвет Коловрата также играет важное значение: Огненный , символизирует Возрождение, Небесный - обновление, черный - изменение.

Узор №12

Очелье "Посолонь"

Материал: хлопок, цвет золотистый с красным. Длина с учетом кистей 100 см. Ширина - 2, 5 см.

Пояс "Посолонь"

Материал : хлопок, цвет золотистый с красным. Длина с учетом кистей 200 см, ширина - 2,5 см.

Древнеславянское значение оберегового символа: Символ заходящего, т.е. уходящего на покой Ярилы-Солнца. Символ завершения Созидательного Труда на благо Рода и Великой Расы. Символ Духовной Стойкости человека и Покоя Матери Природы.

Узор №13

Очелье "Алатырь"

Материал: хлопок, длина 100 см, ширина - 3 см. Цвет небесный с белым.

Алатырь - помогает встретить человека, предназначенного вам судьбой, духовную пару. Звезда Алатырь (Крест Сварога) - восьмилепестковая звезда, древний символ сворачивания и разворачивания Вселенной. Легенда гласит, что Алатырь - камень-заря, на котором отдыхают и набираются силы Боги, Алатырь-камень - основа мира. От этого названия пошло название олтарь, алтарь. На Алатыре высечена вся мудрость Вселенной. Алатырь - око Рода, из него сияет Свет Рода Всевышнего, Божья благодать, которую он дарует всему сущему и несущему.


Пояс "Алатырь"


Материал : хлопок, длина 200 см, ширина 2 - 2,5 см.

Алатырь надежно оберегает человека от болезней и дарит благополучие . Также очелье и пояс "Алатырь" можно использовать в обрядах исцеления и сохранения семейного очага, поэтому его изображение также можно увидеть на старинной домашней утвари, коврах, полотенцах и других вещах. Как и любой солнечный символ, Славянский оберег-очелье "Алатырь" несет теплый, созидательный смысл. Прекрасно подходит, как мужчине, так и женщине для повседневного ношения, хорошо подходит детям, благодаря своему мягкому энергетическому действию.

Цвет: вариант №1 - красный алый с белым. Вариант №2 - бордовый с белым.

У нас есть уже замечательный результат: один мужчина заказал пояс и очелье с узором "Алатырь", попросил зарядить, а через 2 месяца он уже встретил свою пару. Конечно, у каждого все по-разному и, видимо, время тому человеку пришло получить желаемое, но сам факт того, как "работает" этот символ - удивителен.

Узор №14

Пояс "Одолень трава-Инглия"

Материал: хлопок, длина 200 см, ширина 4 см.

Одолень трава является главным Оберегом для надежной защиты от разных хворей. Собой он представляет двенадцати лучевой крест или двойной коловрат. В народе считали, что хвори на людей насылают злые духи, а Одолень трава способна сжигать разные болезни, очищая душу, тело. Этот символ часто называют ещё Двойным Огненным Символом.

Одолень трава - это старославянское именование кувшинки, которая считалась отменным «противоядием» от нечистой силы, всякого сглаза недоброго человека

Его носили путники при себе. Предки полагали, что кувшинка способна даже награждать большим талантом.

Этот обережный символ вышивали для защиты на одеждах. Оберег встречается почти повсеместно, являясь наиболее распространенным славянским символом. Оберег увидеть можно в музеях Пензинской, Белгородской, Воронежской земель, также символ Одолень трава повстречать можно на Северном Кавказе, у малых народов Севера, что показывает его сильную распространенность, которая связана с его особыми магическими свойствами.

На этот пояс-оберег нашептывают заговор: «Еду я во чистом поле, а во чистом поле растет одолень-трава. Одолень-трава, не я тебя поливал(а), не я тебя породил(а); породила тебя Мать - Сыра Земля, поливали тебя девки простоволосыя, бабк

Абсолютное большинство слышало словосочетание «совсем распоясался». Оно обозначает откровенно дурное поведение. Но почему крылатое выражение связано с банальным аксессуаром? И какое значение пояс издревле имел для русского человека?

Без пояса – никуда

Со времен Древности пояс имел не только функциональное значение, но был важным социальным и обрядовым атрибутом. Существовали другие слова, служившие синонимами. Аксессуар называли кушаком, опояском и покромкой.

Народная пословица предостерегает «носить рубашку с крестом и кушаком, и ничего плохого не случится». Русские женщины также носили пояса, ужимая ими исподнюю рубаху. Причем не снимали их даже ночью. Отсутствие кушака порицалось в быту и в сказках. Считалось, что в таком виде ходит только нечисть – «расхристанная» и «распоясавшаяся».

Поясок в обрядах Руси

Народная медицина отводит поясам собственную роль, как и крестьянская культура. Например, новгородцы использовали «свивальник», пеленая новорожденного. При крещении малышу дарили нательный крест и обязательный кушак как оберег от дурного глаза и невзгод на всю оставшуюся жизнь.

Свадьба также не обходилась без пояса. Особые праздничные кушаки дарили родне жениха и дружке. Немаловажна обрядовая роль опояска. В Перми невесту оборачивали лыком прямо по обнаженному телу, после чего надевали подвенечные одежды. Именно этот скрытый «элемент» старики считали лучшим оберегом будущей новобрачной от дурного глаза.

Самый красивый и яркий пояс принято было дарить жениху на «сговор». Но делала это невеста не так просто, а «куражась». Мол, пускай молодец помучается сомнениями. А происходило это так...

Пояс клали кружком около лавки, на которую становилась девица. Красавица же куражилась с особой присказкой: «Захочу – вскочу, а нет – не стану». Такое «издевательство» могло длиться до бесконечности. Потом, если девушка все же желала выйти замуж, она соскакивала с лавки в круг кушака. С этого момента сговор нельзя было повернуть вспять. Пояс поднимался с земли и вручался нареченному.

Обрядность погребальная, денежная, семейная

В русской культуре пояс традиционно (как и полотенце) символизировал путь. На свадьбе – дорогу в жизнь семейную. При погребении – в мир иной. Именно поэтому принято опоясывать покойника и класть ему несколько кушаков «с собой».

Сегодня гроб в могилу опускают стропами, а в старину это делали на особых длинных поясах. Такие опояски вышивались молитвенными текстами. Также на них наносилась культовая символика, ранее – языческая, позднее – христианская.

Однако вышивка молитв на кушаках характерна не только погребальным обрядам. Особые слова встречаются и на монастырских изделиях. Их можно встретить в церковных лавках множества обителей даже сегодня.

Традиционно пояса были очень разнообразны по цветам, фактурам, материалам изготовления. Еще на заре 20 века кушаки делали кручеными, плетеными, ткаными и полуткаными. Их вышивали, окрашивали, снабжали украшениями. В середине 19 века бурно развилась целая «кушачная промышленность». Изделия из Красноборска, например, были особо прочными.

Но все же изготовление поясов считалось чисто женским делом. Матери и жены ткали их собственноручно. Выходили уникальные изделия для каждого члена семьи персонально, с собственным узором, расцветкой и смыслом.

Мужские пояса часто имели специальные денежные мешочки, ключники, миниатюрные ножны и даже табачные кисеты. Поясные украшения звались «назаднями», «подмохорниками» и т.д. За кушак было принято затыкать платки. К женским же опояскам крепились поясные кармашки с вышивкой, называемые «лакомками».

Простой предмет – привычный пояс. А какая у него история, и сколько неожиданных применений! Не правда ли?

Более того, на Руси вообще не существовало ненужных деталей гардероба. В отличие от современной жизни. Каждая вещь имела глубокий смысл и практическое применение. Любая несла радость и готовилась с душой.

О данном разделе.

В этом подразделе «Славянской лавки» Вашему вниманию представлены тканые, в том числе обрядовые, пояса. Традиционный славянский наряд немыслим без пояса . Пояс сопровождал славянина с малых лет и до самой смерти. Он оберегал его от навьего мира и придавал сил для повседневных дел.

Чтобы почувствовать обережную силу пояса, достаточно хотя бы раз обмотаться ним на два-три оборота, и уже нельзя будет забыть это состояние комфорта и защищённости, которое возникает моментально. А этого так нам не хватает в нынешние времена. Когда ткёшь пояс для определённого человека, чувствуешь, какой образ ему подходит, а какой нет, ибо когда образ неверный, то и изделие не делается (рвутся нитки, возникает много ошибок при тканье), и приходится искать до тех пор, пока пояс не начнёт дальше ткаться легко и быстро. Поэтому каждый пояс выходит индивидуальным и неповторимым, как и каждый человек в этом мире, и изделие выходит именно таким, какое оно нужно именно для этого человека.

Изделия выполняются из 100% хлопка и полушерсти (чистая шерсть, которая есть в продаже, очень часто рвётся, не выдерживая натяжения и трения бердо во время тканья).

Несколько полезных советов.

Пояс символизирует замкнутый контур, являющийся надежной защитой от тёмных сил. Причём это известно не только в славянской родной вере, но и в верах многих северных народов Европы, наиболее близких к нам по духу.

В нашем каталоге вы можете увидеть как универсальные пояса, подходящие для людей любого пола, так и более узкоспециализированные. Мужские и женские пояса существенно различаются. В первую очередь - символами. Ведь мужское и женское начало весьма различны, хотя и идеально дополняют друг друга. Поэтому и узор, несущий глубокий символичный смысл, должен подходить владельцу пояса. Например, удачным приобретением или подарком для мужчины может стать Пояс защитника, Крепление духа или Самоосознание. Для женщин же гораздо лучше подойдет Леля, Женская мудрость или же Чадородие. Конечно, не стоит покупать первый попавшийся пояс. Гораздо лучше будет тщательно всмотреться в узор, и отдать предпочтение той модели, которая придется вам по вкусу - значит это именно то, чего вам не хватает в жизни.

Если будут особые пожелания по цвету или сочетанию цветов, их необходимо указать при заказе, например так: узорные нитки (те, что образуют рисунок) - красно-синие; основа (фон) - жёлтая. По желанию можно выбрать оформление кистей, их стоимость будет приплюсовываться к стоимости пояса. Итоговые цены зависят от сложности узора и длины пояса.