Тема урока: Анализ басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

Класс: 4 класс

Тип урока:

· урок, обучающий читательской деятельности,

· проблемно-диалогический.

Задачи урока:

Обучающие:

Продолжить знакомство учащихся с творчеством И.А.Крылова через ознакомление с басней «Стрекоза и Муравей»;

Обеспечить в ходе урока расширение представлений о басне как одном из жанров литературы, закрепление умений анализировать басню, находить главную мысль басни, мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи;

Продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков работы с учебниками, навыков самоконтроля.

Воспитательные:

Содействовать формированию интереса к искусству слова;

Содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни;

Содействовать воспитанию интереса к чтению, развитию художественного вкуса.

Развивающие:

Развивать у школьников образное мышление через умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты, раскрывать метафоры басен;

Развивать умение рассуждать на заданную тему, логически излагать свои мысли;

Развивать у школьников читательскую самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок литературного чтения в 4 классе ГБОУ СОШ № 259 И.А.Крылов Басня «Стрекоза и Муравей »

Из каких басен иллюстрации

Из каких басен иллюстрации «Лебедь, рак и щука» «Петух и бобовое зернышко» «Лисица и виноград» «Волк и ягненок» «Ворона и лисица»

1769-1844 Иван Андреевич Крылов

« Люблю, где случай есть пороки пощипать » И.А. Крылов

Басня Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.

Без работы хоть убей, Жить не может муравей. Над лугом, где пасутся козы, На крыльях прозрачных порхают стрекозы. Речевая разминка

Мораль басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей » ВОПРОС УРОКА:

1.Как называется басня? Кто ее автор? В стихах или прозе она написана? 2.Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне? 3.Кто является главными героями в басне? 4.Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор. 5.Что осуждается в басне? 6.Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам? 7.Что должен понять из этой басни читатель? 8.Какое выражение басни стало крылатым? Памятка к работе над басней

Как группа распределила работу между собой? Внимательны или отвлекаются участники группы? Все ли выполнили каждое задание? Сколько заданий выполнили за урок? Верно ли выполнили задания? Как организовано взаимодействие в группе? Как оформлены результаты работы? хорошо есть недочёты плохо Работа будет оцениваться по следующим критериям

Работай дружно. Спокойно высказывай своё мнение. Уважай мнение другого. Терпеливо выслушивай мысли других. Вместе находи правильное решение. Капитан определяет выступающего. Как работать в группах

Голову вскружило. В поле стоит мёртвая тишина Зима катит в глаза. Забыла обо всем. В мягких муравах у нас. Не хочется думать. Оглянуться не успела. Неожиданно наступила зима. В ум пойдет. Быстро прошло. Помертвело чисто поле. Тоскует. Злой тоской удручена. В мягкой траве у нас. Соотнеси.

« Ты всё пела? Это дело: Так пойди же, попляши!» Мораль басни

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №259

Урок литературного чтения

Анализ басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

Подготовила: учитель начальных классов

Макаренкова Наталья Юрьевна

Г. Санкт-Петербург,2012

Тема урока: Анализ басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

Класс: 4 класс

Тип урока:

  1. урок, обучающий читательской деятельности,
  2. проблемно-диалогический.

Задачи урока:

Обучающие:

Продолжить знакомство учащихся с творчеством И.А.Крылова через ознакомление с басней «Стрекоза и Муравей»;

Обеспечить в ходе урока расширение представлений о басне как одном из жанров литературы, закрепление умений анализировать басню, находить главную мысль басни, мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи;

Продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков работы с учебниками, навыков самоконтроля.

Воспитательные:

Содействовать формированию интереса к искусству слова;

Содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни;

Содействовать воспитанию интереса к чтению, развитию художественного вкуса.

Развивающие:

Развивать у школьников образное мышление через умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты, раскрывать метафоры басен;

Развивать умение рассуждать на заданную тему, логически излагать свои мысли;

Развивать у школьников читательскую самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания.

Материалы и оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока, тексты для чтения у учащихся, памятки для учащихся по работе с произведениями разных жанров, презентационные листы ответов для учащихся, жетоны для оценивания работы групп, пазлы с иллюстрацией басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», аудиозапись басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей».

Используемые методы и технологические приемы: Информационно-коммуникационные, сопоставление, эвристическая беседа, исследовательский метод, проблемно-диалогический, метод обучения в группе, «Дерево предсказаний».

Ход урока

1.Этап актуализации знаний-10 минут

2.Речевая разминка-4 минуты

3.Этап создания проблемной ситуации и формулирование проблемы-9 минут

4.Этап открытия нового знания-10 минут

5. Этап применение нового знания-10 минут

6. Этап подведения итогов урока-2 минуты

  1. Этап актуализации знаний.

А) Знакомство с темой урока.

Посмотрите иллюстрации на доске.

Чему посвящен сегодня урок? (басням)

Почему вы так думаете? (сцены из басен)

Какие это басни?

На доске появляется запись: Иван Андреевич Крылов.

Б) Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.

Рассказ учителя: « И.А. Крылов – великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806 г. появились его первые басни - «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых». С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем».

Прочтите текст о И.А.Крылове, выданный каждому из вас и расскажите то, о чём я еще не рассказала (работа в парах).

« И.А. Крылов – великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806 г. появились его первые басни. С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем. Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни».

О чём я не говорила в своем рассказе, а вы смогли прочитать в тексте? (о том, что такое басня)

В) повторение знаний об особенностях басен.

На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен:

Краткая форма повествования,

Действующие лица – животные, но подразумеваются люди,

Высмеивает пороки людей (ирония),

Есть мораль,

Повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.

Вывод с доски:

Прочитайте, что осталось в ваших определениях.

Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования,

Где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди,

Высмеиваются их пороки.

В басне обязательно есть мораль,

Которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в

Начале, либо в конце басни.

Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с баснями И.А. Крылова. А вот с какой из них, вы узнаете на речевой разминке.

  1. Речевая разминка.

А) Речевые упражнения

(Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением).

Герои разминки пришли к нам сегодня в гости.

Б) Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе.

СТРЕКОЗА.

Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. Самым впечатляющим, вероятно, вы находите наше искусство полета. Действительно, я могу перечислить вам девять различных видов полета, которыми мы мастерски владеем. Я ни в коем случае не должна забыть еще одну характерную особенность - нашу впечатляющую красочность. После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок. Вы найдете у нас всевозможные сочетания: от нежных тонов, переходящих в металлически светящиеся, до насыщенных и резких. Невозможно не восторгаться нашей красотой!

МУРАВЕЙ.

Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника, открывая в нем входы-выходы или вытаскивая на поверхность – погреться на солнышке – белых личинок. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.

3.Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.

А)-Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню «Стрекоза и муравей»)

Давайте прослушаем текст басни, которую исполнит артист театра и кино И.Масюк.

Б) Первичное восприятие текста. Слушание басни в аудиозаписи.

В) Формулирование проблемы.

Во всем ли совпали наши предположения? Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).

Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)

Давайте попробуем в этом разобраться? Всё-таки, какие пороки высмеивает басня?

ВОПРОС УРОКА: Какова мораль басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей».

(вывешивается на доске)

Прочтите басню самостоятельно и ответьте на вопрос, сформулирована ли мораль отдельной частью? (нет) Значит, чтобы найти смысл поучения басни нам придется провести небольшое исследование по плану, указанному в наших памятках к работе с литературными произведениями (дети находят памятки в своих справочниках):

Памятка к работе над басней

2.Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

3.Кто является главными героями в басне?

4.Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

5.Что осуждается в басне?

7.Что должен понять из этой басни читатель?

8.Какое выражение басни стало крылатым?

Исследование будем проводить, работая в группах.

  1. Открытие нового знания.

1 часть работы: Деление детей на 5 групп (распределение по группам с помощью игры «Найди пару») и повторение правил групповой работы.

Работа будет оцениваться по следующим критериям:

  1. Как группа распределила работу между собой?
  2. Внимательны или отвлекаются участники группы?
  3. Сколько заданий выполнили за урок?
  4. Как организовано взаимодействие в группе?
  5. Качество презентации итогов работы?

Оцениваться работа будет по каждому критерию на:

  1. хорошо (красный жетон)
  2. есть недочёты (желтый жетон)
  3. плохо (синий жетон)

чтобы получить оценку «5» надо заработать 5 красных жетонов, «4» - 4 красных жетона, «3» - 3 красных жетона.

Вспомним правила работы в группе:

  1. Работай дружно.
  2. Спокойно высказывай своё мнение.
  3. Уважай мнение другого.
  4. Терпеливо выслушивай мысли других.
  5. Вместе находи правильное решение.
  6. Капитан определяет выступающего.

2 часть работы: самостоятельная работа в группах.

По пунктам плана памятки по работе с басней.

3 часть работы: оформление презентационного листа.

Группа получает лист для записи ответов на вопросы.

  1. Применение нового знания.

Итогом нашей работы будет викторина по вопросам, которые вы обсудили в группах. За каждый правильный ответ на вопрос учителя команда получает 1 пазл из разрезанной иллюстрации с изображением заключительной сцены басни. Команда может ответить на 4 вопроса учителя и собрать 4 пазла. Отвечать команды будут по-очереди.

А) Беседа – анализ текста

В стихах или прозе написана басня? Найдите рифмы. (Объяснение принципа рифмования строк и почему выбран «хорей»)

Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания (флипчарт на доске):

Как вы понимаете эти высказывания? (после каждого правильно установленного соотношения учитель проводит работу в соответствии с представленной ниже таблицей)

Выражение И.А.Крылова

Объяснение значения

Вопросы учителя по объяснению значений выражений

Зима катит в глаза.

Неожиданно наступила зима.

Как она катит? (Надвигается неожиданно)

В мягких муравах у нас.

В мягкой траве у нас.

– Какое из этих выражений вам больше нравится и почему?

Голову вскружило.

Забыла обо всем.

Почему?

Оглянуться не успела.

Быстро прошло.

Можно ли назвать это высказывание эпитетом?

В ум пойдет.

Не хочется думать.

Какое выражение больше подходит к тексту?

Помертвело чисто поле.

В поле стоит мёртвая тишина.

Что значит?

Почему тишина?

Злой тоской удручена.

Тоскует.

Почему у Стрекозы тоска, да ещё злая?

Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте. (Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.)

Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)

Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?

Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?

Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте. (Трудолюбивый. Мудрый.)

Настали ли нужда и голод для Муравья?

Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?

Почему он отказал Стрекозе в помощи?

Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?

Можно ли его назвать жадным?

Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём).

Как вы относитесь к Стрекозе?

А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?

Почему же Крылов именно таким показал Муравья?

Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)

Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения.

Как вы их понимаете?

Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.

Из пазлов, собранных командой, составьте полную иллюстрацию. Какой момент басни представлен иллюстратором? (заключительный) Из чего это понятно? Озаглавьте эту иллюстрацию и запишите название в ваш лист (работа в группах).

  1. Итог урока.

А) Вывод по проблеме:

  1. Смогли мы ответить на главный вопрос урока?
  2. Какие же пороки "пощипал" Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
  3. Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
  4. Нужно ли изучать басни?
  5. Чему они учат?

Б) Оценивание работы на уроке.

В) Домашнее задание.

  1. Выразительное чтение басни по ролям.
  2. Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить.

Писатели в своих нравоучительных произведениях высмеивают человеческие пороки. В басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» мы также видим недостатки людей через образы героев и узнаем основную мысль, мораль, которую автор приготовил для читателей.

Каждое нравоучительное произведение содержит мораль: основную мысль, которую хотел передать нам автор. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» также содержит ее. Она, как полагается в таких произведениях, находится в самом конце. А перед ней разворачиваются целые события перед читателями, показывающие в лице муравья и стрекозы человеческие качества и пороки.

Всё начинается с того, что И. А. Крылов рисует перед нашими глазами то, как лето сменилось холодною зимою, поле помертвело, и настали холод и нужда. Стрекоза не готовилась к такому, все лето она пропела и прорезвилась. А теперь ей не до песен, хочется поесть и согреться, да нечего и негде. Она обратилась с просьбой к муравью, который всё лето трудился, чтобы подготовиться к зиме. Он ответил стрекозе сарказмом, сказав ей, что раз она пела, то пусть идет попляшет.

Басня Крылова «Стрекоза и муравей» показывает нам как пороки, так и положительные качества людей. Ведь насекомые-герои подобраны для высмеивания человеческих недостатков. В образе стрекозы автор показывает ту категорию людей, которые не задумываются о будущем. Они ленивые, и образ жизни у них праздный. Когда наступают тяжелые времена, они пытаются спастись при помощи чужого труда. Не случайно автор выбрал в качестве одного из героев такое насекомое, как стрекоза. Ведь в народе легкомысленных людей часто так и называют. Муравей же с древних времен олицетворяет собой образ трудяги, который всегда занят благоустройством своего жилища и поиском запасов.

Мораль басни

Любое нравоучительное произведение заканчивается тем, что автор подводит читателей к основной мысли. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» имеет следующую мораль: всегда наступает такой момент, когда за свое безделье придется расплатиться. Поэтому нужно уметь не только развлекаться, но и трудиться.

Эта басня актуальна всегда, ведь она показывает нам, как кто-то пытается выжить за счет чужого труда, не делая для этого ничего. В реальной жизни всегда найдутся люди-«стрекозы» и люди-«муравьи». Одни хотят только развлекаться, а другие думают о будущем. Это и показывает нам басня Крылова «Стрекоза и муравей». Мораль басни: каждый пожинает свои плоды.

Заключение

Басня Крылова «Стрекоза и муравей» при помощи своих героев показывает нам два типа людей: праздных и трудящихся. Однако всё-таки стоит задуматься о том, что эти образы не просто противоположные. Они также изображают две крайности: чрезмерное разгильдяйство и чрезмерное трудолюбие. Нужно уметь и работать, и отдыхать, но стоит помнить, что первым делом - работа, ну а после - отдых и развлечения.

Стрекоза и муравей рисунок

Басня Стрекоза и муравей читать текст

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.

А, так ты...

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Стрекоза и муравей - Мораль басни Ивана Крылова

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Стрекоза и муравей

Мораль этой басни заключается в том, что если ты не хочешь остаться без жилья и умереть с голоду, то нужно поработать. Здесь идет явное осуждение лентяев и людей, любивших жить за чужой счет.

Таким образом, суть этой басни относится не только к насекомым, но и к людям. Ведь среди них есть такие же, кто будет жить ни о чем не думая, а потом просить помощи. Не нужно жить одним днем, нужно всегда заботиться о будущем и думать не только о себе, но и о близких людях. Возможно, кто – то подумает, что муравей поступил слишком жестоко по отношению к стрекозе. Увы, таким людям нельзя помогать зная, что они даже не потрудились ничего сделать.

Нужно беречь время. А то можно упустить его. Нужно все делать вовремя.

Анализ басни Стрекоза и муравей, герои басни

Еще одним переложение знаменитого Эзоповского сюжета стала басня Крылова «Стрекоза и муравей». Однако, как отмечает Жуковской, эту басню нельзя считать простым переводом, ведь Крылов взяв за основу фабулу, переработал классический сюжет и добавил национальный русский колорит в образ Стрекозы и мира, окружающего героев. Главным действующем персонажем является прекрасная Стрекоза.

Крылов дает развернутую характеристику персонажа в басне, подчеркивая ее легкость, живость, подвижность и веселость. Стрекоза – олицетворения «красного лето», прекрасного и очень короткого. Акцентируя внимание на скоротечности времени, Крылов открывает новую веху в классическом сюжете, ведь ни Эзоп, ни европейские баснописцы не придают этому такого значения.

А все дело в скоротечности русского лета, в котором зима (как и у Стрекозы) приходит нежданно-негаданно. Крылов использует просторечное слово «попрыгунья», чтобы передать нравственное качество Стрекозы, являющегося обратной стороной ее живости и веселости – легкомысленность. И в страшном отчаянии Стрекоза, не видевшая ужасов побелевших полей и зимних вьюг, бежит к Муравью, выступающим антиподом Стрекозы.

Басня «Стрекоза и муравей» является ярким примером двух противоположностей. В данном случае одна из них – это лень, а вторая – трудолюбие. Главные герои – это стрекоза и муравей. Сюжетом басни является то, что не подготовившаяся к зиме стрекоза просит у муравья пожить до весны. Все лето она пела песни и беззаботно жила, ведь у нее была еда и жилье. Стрекоза живет сегодняшним днем, не думая о будущем. Она не подготовилась к зиме, а зимой выжить непросто даже подготовленным. Муравей в то же время готовился к зиме, запасал еду.

Приходит зима, но стрекоза ведь не подготовилась летом. Тогда она идет и просит помощи у муравья. Ее просьба- это предоставить ей жилье и еду до весны. Она думает, что муравей ей не откажет, ведь жилье ей нужно ненадолго. Муравей безразлично отнесся к ее просьбе и добавил, что летом нужно было позаботиться о себе и о запасах еды. Он поинтересовался, трудилась ли она летом. Она была удивлена такому вопросу, ведь летом есть куча приятных занятий, несмотря на то, что надо бы готовиться к зиме. Наверное, он ожидал такой ответ и поэтому отказал ей. Сказал, что она дальше может петь и веселиться. Автор показывает, к каким последствиям может привести безделие на примере стрекозы. Стрекоза не подумала, что муравью приходилось трудиться и, возможно было непросто собирать запасы еды и строить жилище. Она просто захотела придти на все готовое.

Здесь можно увидеть скрытый смысл, ведь речь идет не только о насекомых. Если перенести это на людей, то тут будет то же самое. Кто – то заботится о будущем и пытается сделать как лучше, а кто – то ни о чем не думает и живет в свое удовольствие. Многие хотят жить, не думая ни о чем, но чтобы кто – то за них все делал. Но ведь такого не бывает. Чтобы чего – то добиться, то надо трудиться и думать не только о себе.

Главные герои

Муравей

Муравей - маленькое, трудолюбивое и степенно живущее насекомое. Однако прося у Муравья кров, «попрыгунья» не раскаивается в своем поведении, не хочет исправиться, а только до «вешних дней» просит приютить, чтобы потом снова радоваться веселым летним денькам. Этим Крылов подчеркивает неисправимость «попрыгуний», их постоянную тягу к лености, легкомыслию и праздности. Жизнь таких людей бессмысленна и зловредна для окружающих, а те, кто приютят подобных Стрекозе, могут нарваться на неблагодарность и попрошайничество. Автор осуждает людей, живущих только одним днем, не думающих о будущем и желающих жить за счет других.

От лица Муравья Крылов выносит сухой приговор: «Ты все пела? Так поди же попляши».

В басне «Стрекоза и муравей», Крылов показал муравья как умное и трудолюбивое создание, которое трудится, не зависимо от поры года и думает о завтрашнем дне.

Стрекоза

В то время как стрекоза ведет себя глупо и легкомысленно, прожив все лето без забот, а с приходом зимы просит помощи у «кума-муравья».

В жизни так часто случается с людьми: одни работают практически круглосуточно, думая о будущем и своей семье, а другие попросту бездельничают в поисках легких денег, а потом просят помощи у близких ему людей. До воли часто случается, что одни люди живут за счет других без зазрения совести.
Мораль: Если хочешь зимой быть сытым и в тепле – нужно трудиться все лето. Об этом глаголет каждая строчка басни.

Сочинение на тему Басня Крылова Стрекоза и муравей (5 класс)

Среди большого количества басен, написанных И.А.Крыловым, особое место занимают басни, героями которых являются животные. А поскольку в основе этого жанра литературы лежит аллегория, то животные несут в себе не только некоторые черты, но и целые характеры. Ярким примером этого является басня «Стрекоза и Муравей».

Сюжет о трудолюбивом Муравье и беспечной Стрекозе Крылов взял у французского поэта-баснописца Лафонтена. Однако басня Крылова, в отличие от своего предшественника, больше напоминает сказку о животных, где каждый герой наделен определенной чертой характера. Муравей олицетворяет трудолюбие, Стрекоза – легкомысленность.
Молодая, беспечная Стрекоза все летние дни проводит в танцах и веселье. Ей ничего не нужно, она не думает о завтрашнем дне. Главное для нее – прыгать, скакать, петь и танцевать.

Полная противоположность ей – Муравей, который трудится целый день. Он усердно работает, заготавливает запасы, чтобы затем спокойно перезимовать.

Наступают холодные дни, и тут Стрекоза понимает, что ей негде спрятаться. Голодная, замерзшая, она просит Муравья, пустить ее перезимовать. Муравей удивлен, чем же была занята Стрекоза все летние дни? Ответ, что она «пела и плясала», вызывает у него возмущение. «Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!», - советует он ей. В этих словах заключена основная мораль басни: за лень и беспечность обязательно приходит расплата.
Так бывает и с людьми: надо жить не только днем сегодняшним, но и думать о будущем.

Вариант 2 Анализ басни Крылова Стрекоза и муравей 2 класс

Стрекоза и муравей. Одна из самых показательных, поучительных и актуальных в любое время басен. Для детей и для взрослых. Для представителей различных классов и прослоек населения.

Немногие об этом знают, но сама идея басни принадлежит не Крылову. Он лишь подсмотрел ее у другого баснописца – Лафонтена и переделал на свой лад. А Лафонтен – в свою очередь – за основу басни взял рассказ Эзопа . Это показывает, насколько стара сама идея басни и как точно была подмечена тема еще во времена расцвета Древней Греции.

Так устроена сама жизнь: чтобы пережить времена трудные да лютые (в басне – зима), необходимо к ним подготовиться во времена не столь тяжкие (в басне – лето).

За временами легкими и беззаботными, когда в мураве можно каждый час без души резвиться и петь, всегда следуют времена тяжелые. И это касается не только смены времен года. Богатые годы сменяются кризисами, мир – войной, урожайные годы – годами засухи. В басне времена года взяты за основу именно для наглядности. Для того, чтобы показать неизбежность смены времен, так очевидную для практичного муравья и почему-то оказавшуюся неприятным сюрпризом для ветреной стрекозы.

Итак: лето. В то время, когда в теории можно радостно плясать, муравей старательно готовится к зиме. Запасает еду, дрова, утепляет жилище. Кто знает: может он и сам рад поплясать да попеть. Но разум берет верх над эмоциями, и муравей понимает, что если он будет петь сейчас, то зимой он еще «ох как запоет». Муравей обладает взрослым взглядом на вещи. Он умеет делать выводы из ситуаций, умеет видеть жизнь через день, неделю, месяцы, понимает причинно-следственную связь между действиями сейчас и последствиями в будущем. Приготовился к зиме – не замерзнет, не помрет с голоду, выживет. Будет петь – зимой верная смерть. Кроме всего прочего, он, обладая взрослым взглядом на вещи, привык рассчитывать только на себя. Несмотря на то, что муравьи живут в огромном социуме себе подобных (равно как и люди), и вполне могут рассчитывать на помощь близких, он на всякий случай все делает сам.

Что же делает стрекоза? Стрекоза обладает инфантильным детским мышлением, несмотря на то, что в басне она представлена совсем не ребенком. Она живет днем сегодняшним. Ей не интересно, что же будет завтра, послезавтра, а – тем более – через несколько месяцев. «Сейчас тепло, хорошо, зачем терять время и себя в чем-то ограничивать? Зачем себя изводить работой, когда и стол, и дом мне готов под каждым листком?» - так она мыслит. Кроме того, у стрекозы совершенно нет представления о том, что жизнь может измениться. Сегодня лето, и каждый рад послушать ее пение. А завтра – зима, и людям не до песен. Второй момент инфантильного мышления стрекозы: она привыкла жить за чей-то счет. Ведь летом так и получалось. Потому она спокойно рассчитывает, что тенденция сия продолжится и зимой.

И наверняка рад бы муравей был приютить этого взрослого ребенка, если бы сам был большим поклонником пения. В конце концов, пение – если оно радует слух – также может стать работой. За искусство платят. Ценители. Муравей – не ценитель. Муравей – трудяга, а заодно и учитель. И небогатый, судя по всему. Главная задача – выживание. Он не бездушный. Он не жадный («я работал, а ты – нет! Ишь нашлась!»). Он принимает решение научить стрекозу немного уму-разуму. Когда муравей саркастично рекомендует стрекозе сменить амплуа с певицы на танцовщицу, он заодно рекомендует стрекозе «подвигаться», «потрудиться», поплясать, чтобы хотя бы не замерзнуть. Примерно как имеет двойной смысл выражение балерин «Хочешь жить – умей вертеться», имеет и фраза муравья «Так поди же, попляши». Быть может, выражение «Она у меня попляшет» имеет корни в этой же басне.

Хочется надеяться, что зима стрекозу многому научит. Даже если беззаботная мадам стрекоза и найдет добрую душу, готовую ее приютить за пение по вечерам у камина, ей вначале придется получить ряд отказов и нравоучений от мудрых муравьев.

Текст и анализ басни Волк и Цапля

  • Басня Эзопа Пастух и Волчата

    Текст и анализ басни Пастух и Волчата

  • Тема урока: И.А.Крылов. Басня «Стрекоза и муравей».

    Цели урока: 1. дать понятие детям о басне, как жанре художественной литературы; особенностях этого жанра; познакомить с басней «Стрекоза и муравей».

    2. развивать творческое мышление, умение отстаивать свою точку зрения; анализировать прочитанное.

    3. воспитывать самостоятельность и инициативность, уважение к труду.

    Тип урока: изучение нового материала

    Методы и приемы: диаграмма Венна, ключевые слова, анализ, круглый стол Раунд Робен, письмо герою, игра «На месте другого».

    Оборудование: портрет И.А.Крылова, проигрыватель, грамзапись басни «Стрекоза и муравей», маркеры, плакаты со схемами, листочки и конверты для голосования, иллюстрации к басням.

    Ход урока:

    I . Организационный момент

    II . Побуждение к действию

    Слово учителя: Ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы с вами познакомимся с известным русским баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым и жанром басня, а также с такими понятиями как иносказание, аллегория и мораль басни.

    Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в Москве в семье армейского капитана. Детство его не было счастливым и беззаботным. В девятилетнем возрасте, после смерти отца, его определили на службу писцом. Именно здесь он пристрастился к чтению и даже попробовал сочинять.

    В 16 лет он потерял мать, и с этого момента началась его нелегкая взрослая жизнь.

    С юности он презирал лицемерие и всегда, хотя бы на собственном примере, стремился подчеркнуть преимущества простого, естественного образа жизни. Будучи полным и неуклюжим от природы, он, наоборот, выставлял свою неповоротливость напоказ, подшучивал над ней, чтобы не подумали, что он этого стесняется. На прием в царский дворец мог прийти в дырявых сапогах, не считая нужным скрывать свою бедность. В любых обстоятельствах он вел себя свободно, естественно и оставался самим собой.

    Так же естественны, свободны и правдивы были его басни.

    Иван Андреевич Крылов переводил басни известного французского поэта Лафонтена, но настолько оригинально, что их нельзя было узнать. Крылов в свои переводы вдохнул дух русской жизни. Герои его басни стали народными, а выражения – крылатыми. К примеру, «Ты сер, а я, приятель, сед», «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку», «А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь», «У сильного всегда бессильный виноват», «Слона-то я и не приметил» и многие другие. Мудрый баснописец заговорил на самом простом языке, понятном даже невеждам, чтобы они осознали свои недостатки и попытались искоренить собственные пороки.

    Давайте запишем и запомним что такое басня и каковы ее особенности.

    Басня – небольшой рассказ в стихах или прозе с обязательным моральным выводом. Басня - это аллегорический рассказ. Аллегория – это иносказание, например, воплощение какого-либо свойства человеческого характера (хитрости, глупости) в конкретном образе (лисы, орла). Иносказание – замаскированный способ выражения мыслей.

    Обязательным элементом басни является мораль, расположенная в начале или конце текста. Мораль – поучение. Она сформулирона не только в конкретных словах, но и в общем тоне рассказа, в интонации автора, который осуждает героев, сочувствует или смеется над ними.

    Сообщение учащегося о жанре басня.

    - Басня – один из древнейших жанров словесного искусства. Басня живет тысячелетия. Еще в VI веке до нашей эры в Древней Греции легендарный Эзоп прославился своими мудрыми баснями. Даже правители Греции прислушивались к его советам, выраженным в иносказательной форме.

    Из Греции басенный жанр распространился на Восток – в Индию, в Сирию и Арабские страны. А затем – на Запад – в Римскую Империю, где творил гениальный Федр, в Византию, позже во Францию, на родину великого баснописца Ж.Лафонтена. С помощью басен человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном сложном мире.

    В басне, как правило, персонажами являются животные, иногда неодушевленные предметы (топор, бочка, пирог), изредка – люди (крестьянин, разбойник, поп). Чаще всего в басне действуют животные, так как они наделены определенным, заранее известным читателю характером: муравей – трудолюбивый, заяц – трусливый, ягненок – беззащитный. Повествовательной частью басня сближается со сказками (сказки о животных), моралистической частью – с пословицами.

    Басни отличаются от сказок о животных тем, что персонажи-животные в них менее индивидуализированы. Они, как правило, не имеют собственных имен и за их обобщенными образами скрываются люди, с их чисто человеческими характерами и недостатками.

    Работа по стратегии «Ключевые слова»

    Задание: составьте небольшой рассказ на тему «Стрекоза и муравей», используя ключевые слова: работать, петь, плясать, лето, зима. Постарайтесь, чтобы в вашем рассказе была аллегория, мораль.

    Работа в парах: прочтите друг другу свои рассказы, подойдите к этому критично и выберите лучший.

    Работа в группе: прочтите выбранные рассказы и выберите лучший. Прочтите эти рассказы всему классу.

    III . Осмысление изученного материала.

    1. Словарная работа (слова и словосочетания, которые встретятся в басне)

    Нужда – бедность

    Удручена – огорчена, подавлена

    Вешние дни – весенние дни

    Мурава – молодая трава

    2.Прослушивание басни на грамзаписи.

    3.Составление диаграммы Венна: Сравните свой рассказ и басню Крылова. Что общего и разного? (индивидуально)

    4. Игра «На месте другого». Два ученика выступают в роли Стрекозы и Муравья, остальные должны задать им вопросы.

    5. Анализ басни:

    Какими словами Крылов показывает, что жизнь Стрекозы – это лето, вечный праздник?

    Почему просьба Стрекозы кажется «странной» для Муравья?

    Кто в нашей жизни Муравей, а кто Стрекоза?

    Докажите, что это басня, пользуясь конспектом.

    Найдите в басне аллегорию, иносказание, мораль.

    IV . Рефлексия

    1. Круглый стол Раунд Робен. Учащиеся на карточках голосования письменно высказывают свою точку зрения к утверждению: «Муравей поступил правильно, что не помог Стрекозе» и голосуют «ДА» или «НЕТ» (конверты для голосования).

    2. Письмо герою. Напишите письмо Стрекозы Муравью, которое начните словами: «Здравствуй, кум, вот уже прошло ползимы…»

    V .Домашнее задание: выучите басню наизусть.

    БАСНЯ И. А. КРЫЛОВА «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ».


    Цели урока: познакомить детей с новой басней И.А.Крылова, с новыми понятиями: «ирония», «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения.
    Тип урока: Открытие новых знаний
    Планируемые результаты:
    Предметные УУД: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать басню.
    Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
    Метапредметные УУД:
    познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
    коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
    регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
    Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, экспозиционный экран, видеопроектор, ноутбук, магнитная доска, магнитофон, карточки, сигнальные карточки.

    Ход урока.

    1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
    - Прозвенел и смолк звонок,
    Начинается урок,
    Он пойдёт ребятам в прок.

    Ребята, я приглашаю вас в чудесный мир литературы.

    2. Актуализация знаний.


    Посмотрите иллюстрации на доске.
    - Кто автор басен, к которым вы увидели иллюстрации? (портрет И.А.Крылова)
    - Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Он был всесторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. А.С.Пушкин любил читать басни И.А.Крылова и называл его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев».

    Что такое басня?

    (Небольшой рассказ в стихах или прозе, поучительного характера, в котором действуют звери и птицы. Они обладают человеческими качествами и обычно умеют говорить.)

    В басне есть нравоучение?

    Как оно называется?

    Что осуждается в морали? (зависть, лень, ложь, глупые поступки…)

    Какова мораль этой басни? В каких словах произведения она заключается?

    Чему учит нас каждая басня?

    Ребята, внимательно послушайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.

    Две горошины – глаза, В лесу у пня беготня, суетня,
    Ножки – грабелькой, Народ рабочий весь день хлопочет,
    Хвостик – сабелькой, Себе дом строит.
    Крылья – бантиком. (Муравьи)
    (Стрекоза)

    Каждая из басен И.А.Крылова отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения между людьми. Сегодня на уроке мы поподробнее познакомимся с ещё одной басней великого русского баснописца «Стрекоза и муравей». Судя по названию, кто будут действующими лицами басни? (Стрекоза и муравей)

    Что это за животные?

    Как они выглядят? (Муравей маленький, чёрный, невзрачный, а Стрекоза – красивая, изящная с тонкими прозрачными крылышками и большими глазами)

    (Детям показываются иллюстрации с изображением стрекозы и муравья)

    Когда и где можно встретить муравья? (Летом. Встретить можно около муравейника).

    А что такое муравейник? (Это жилище муравьёв)

    Наблюдали ли вы когда-нибудь за муравьями?

    За каким занятием их чаще всего можно застать? (Тащат в муравейник палочки, хвоинки, гусениц и т.д.)

    Муравьи очень трудолюбивы, они постоянно чем-то заняты, никогда не сидят без дела.

    Где можно встретить стрекозу? (Пархает с цветка на цветок)

    Какими эти персонажи могли быть в басне?

    А сейчас мы узнаем, верно ли вы догадались.

    3. Просмотр мультфильма.
    - Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления?

    А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
    - Значит, мы с вами ошиблись? В этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? Так ли это? (разные мнения детей выслушиваются).
    - Давайте попробуем в этом разобраться? Но сначала проведём физминутку.

    4. Физминутка

    Нёс однажды Муравей

    Две травинки для дверей.

    На полянке под кустом

    Муравьишка строит дом.

    Лишь снежок запорошит

    Стрекоза к нему спешит.

    Ты, кума, не торопись,

    А за дело - ка возьмись.

    1, 2, 3, 4, 5 - начинаем приседать.

    5. Повторное чтение и углубленный анализ басни.

    1.Словарная работа.

    Что необходимо выяснить для успешного усвоения содержания басни?

    (на доске появляются слова, выражения)

    Значение непонятных слов, выражений.

    Вешние дни (иначе: весенние)

    В мягких муравах (мурава – трава; в мягких травах)

    Удручена (огорчена, опечалена)

    Помертвело чисто поле (собран урожай; насекомые и животные попрятались, впали в спячку; цветы и травы засохли; птицы улетели; стоит тишина)

    Оглянуться не успела (прошло всё очень быстро)

    И кому же в ум пойдёт (никто даже не подумает)

    Дети высказывают предположения о лексическом значении устаревших слов и выражений.

    Запоминают значение слов и выражений.

    2.Повторное чтение басни. (Слушание басни в аудиозаписи)

    Дети читают басню самостоятельно.

    3.Углублённый анализ басни.

    Подберите характеристики для наших героев.

    (1 ряд- охарактеризует Стрекозу, 2 ряд- Муравья: работа в парах)

    Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливы, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый. Слова для справок на печатаны на карточках (на каждую парту).

    Учащиеся дают характеристику героям басни.

    Проверим вашу работу.

    Дети защищают свои ответы.

    Жалко ли вам Стрекозу?

    Почему она пошла к Муравью? - Муравей труженик.

    Правильно ли поступил Муравей?

    Как вы думаете, стал ли отказ Муравья уроком для Стрекозы?

    Найдите в басне слова, в которых заключается главная мысль произведения. Как вы понимаете? «- Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!»

    Какова мораль басни?

    Нужно не только веселиться, но и работать.

    6. Знакомство с терминами «ирония», «аллегория»
    - Ребята И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором или говорят с иронией. В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ. Давайте прочтем, что такое ирония в учебнике (тонкая, скрытая насмешка) А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ (чтение в учебнике: слово греч., в переводе оно означает «иносказание».) Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.

    7. Индивидуальная работа учащихся.

    Учитель раздаёт детям карточки для индивидуальной работы.

    Упражнение «Соберите пословицы»

    Вам необходимо соединить начало и конец пословиц.

    Ученики учатся составлять пословицы, доказывают правильность своего выбора.

    Проверка выполненной работы (результаты работы появляются на доске)

    Делу - время, потехе - час.

    Кто веселится весной, проплачет зимой.

    Семь раз отрежь, один раз отмерь… и т.д.

    Какие пословицы лучше всего выражают главную мысль басни?

    8. Рефлексия. Итог урока:

    Какие же пороки высмеивает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
    Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
    Нужно ли изучать басни?
    Чему они учат?

    Самооценка (сигнальные карточки трёх цветов: зелёный, жёлтый, красный)
    - если работа в группе не вызвала затруднений – зелёный;
    - если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – жёлтый;
    - если смогли справиться лишь с помощью других – красный

    9. Домашнее задание.
    Выразительное чтение басни наизусть.
    Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне (по желанию)